Это самый неоднозначный и противоречивый по своим заслугам и качествам легион за всю военную историю Рима. В его послужном списке – как героические победы, так и весьма позорные страницы. Понятно, что римские солдаты особыми моральными качествами никогда не отличались, но даже на этом общем фоне III Галльский сумел выделиться.
А началась жизнь этой боевой части благодаря Юлию Цезарю, он же дал ему на щиты эмблему из трёх быков. Как ясно из названия, первыми солдатами в нём были галлы из Трансальпийской и Цизальпийской Галлии. С великим Гаем легион браво промаршировал всю гражданскую войну, участвовал в битвах при Диррахии, Фарсале и Мунде.
В 44 году до н.э. часть досталась по наследству Марку Антонию и стала одним из подразделений армии в его провальном Парфянском походе. На грани катастрофы Третий фактически спас всю армию – он находился в арьергарде и прикрывал отступление основных сил. Только благодаря «галлам» удалось избежать полного позора.
Бесследно для легиона эта самоотверженность не прошла, потери составили от одной трети до половины личного состава. Это привело к роковым последствиям – пополнение набирали там же, на Востоке, в Сирии. Тогда тамошнее население было как бы «эллинизировано», типа греки с восточными корнями и под римским влиянием. В общем, смесь странная.
После победы Августа и смерти Антония Третий становится одним из постоянных легионов теперь уже имперской армии и надолго получает «прописку» именно в Сирии. За несколько десятилетий и после подавления I Иудейского восстания в 66 году от «галльского» у легиона осталось одно название. И Рима с Италией они в глаза не видели, это были вымуштрованные дисциплиной профессиональные убийцы с восточным менталитетом.
Главным божеством легиона ещё с начала I века нашей эры стал финикийский бог солнца Ваал, чтобы было понятней, его ещё называли Элагобал или Гелиогабал. Этот культ в империи не очень поощрялся, но власти не хотели злить легионеров и в отчётах стыдливо называли Ваала «Рогатым Юпитером».
Тем не менее, легион славно сражался с Корбулоном в Армении. Это его он наказывал за продажу оружия и отучал от восточной роскоши – ношения шёлковых одежд и далеко не армейских привычек.
Чтобы хоть как то контролировать не очень-то послушную часть, её перевели в Мёзию, на Балканы. Здесь Третий Галльский встретил беспокойный 69 год, когда после смерти Нерона не могли определиться, кто станет императором один за другим Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
Легион безоговорочно поддержал Веспасиана, своего командира в Иудейской войне. Да поддержал так, что заставил и все балканские легионы принести ему присягу. А стоит отметить, что в то время головорезов Legio III Gallica боялось не только местное гражданское население, но и видавшие виды воины других частей.
Всю свою неукротимость и боевую мощь легион показал в битвах при Кремоне и Бедриаке, везде он шёл в авангарде и напролом. Одного его присутствия на поле боя было достаточно, чтобы начинали сомневаться в успехе прославленные легионы с рейнской границы. Однажды перед битвой произошёл любопытный эпизод. Все легионеры-солнцепоклонники Третьего повернулись к восходящему солнцу для молитвы, а враги подумали, что подходит подкрепление.
Доставалось всем – после победы и «воцарения» Флавия Веспасиана, Третий пошёл на Рим, взял его штурмом и начал грабить население, якобы «сторонников Вителлия». Под благовидным предлогом командиры спровадили его из Рима в Капую, но и там они нашли изменников и продолжали свой беспредел.
Эти годы – 69-70, стали периодом расцвета легиона. Впоследствии его опять отправили в Сирию, и в течение 250 лет он себя особо не проявил. Единственно, это он (конечно и разумеется) возвёл на престол скандального императора Гелиогабала.