Популярная идея о том, что левое и правое полушария мозга управляют разными навыками и личностными качествами, долгие годы тиражируется в массовой культуре, начиная от книг по развитию способностей до приложений в смартфонах.
Тесты на определение доминирующего полушария отвечают, чем надо или не надо заниматься в жизни — рисовать и петь или изучать физику и математику.
Сегодня разбираем миф о «логическом» левом и «творческом» правом полушариях: как он появился, почему до сих пор жив, и каковы на самом деле отношения между полушариями.
Не изоляция — сотрудничество
В исследовании, опубликованном в журнале PLOS One, нейрофизиологи Университета штата Юта проанализировали результаты сканирования 1011 человек от 7 до 29 лет для выяснения связи процессов в разных частях мозга в то время, когда испытуемые спокойно лежали и читали. Разделив мозг на 7266 областей, учёные пытались выявить закономерности протекания психических процессов в каждом полушарии. Но так и не обнаружили, что есть функции, которые чаще выполняет левое либо правое полушарие.
Автор исследования Джефф Андерсон, профессор нейрорадиологии сказал: «Это правда, что некоторые функции мозга появляются в одной или другой стороне мозга, речь как правило в левой, внимание — в правой. Но мозг не так прост, как говорит миф. Например, правое полушарие участвует в обработке некоторых аспектов речи, таких как интонация и акцент».
Левое полушарие участвует в анализе и детализации информации, работает с фактами, строит логические конструкции. Правое обрабатывает информацию целиком по нескольким каналам, создает общую картину из деталей. Отвечает за комплексное восприятие мира. Оба полушария участвуют в работе мозга вместе, и одно без другого было бы неполноценным.
Поиск связей
Эксперты полагают, что миф возник в XIX веке, когда учёные обнаружили, что травма одной стороны мозга вызывала потерю ряда способностей.
Первым, кто предположил разделение функций мозга, был немецкий анатом Ф. Галль. Его идея не была подтверждена исследованиями, но стала стимулом для дальнейшего изучения специализации полушарий.
В 1836 году сельский врач Марк Дакс, исследуя пациентов с нарушениями речи, выдвинул предположение, что каждое полушарие выполняет свои функции, например, левое отвечает за речь.
Французский хирург Поль Брока в 1861 году работал с пациентом Месье Тан (загар), который мог говорить только один слог — тан. Во время посмертного вскрытия врач заметил поражение в левой нижней лобной извилине (которая теперь называется центр Брока и отвечает за речь). Это позволило предположить, что левое полушарие отвечает за речь.
Оба полушария участвуют в работе мозга вместе, и одно без другого было бы неполноценным.
После Брока английский невролог Джон Джексон высказал идею о главенствующей роли левого полушария.
Идея обособленности полушарий утвердилась в 1960-х годах, когда нейропсихологи Роберт Сперри и Майкл Газзанига проводили исследования по изучению «расщеплённого» мозга у пациентов с удалённым мозолистым телом — пучком нервных волокон, соединяющим полушария.
Перерезание мозолистого тела было одним из методов лечения эпилепсии. В 1981 году Роберт Сперри получил Нобелевскую премию «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга».
Однако, после такой операции у пациентов возникали сложности в обычной жизни, хоть и без эпилептических приступов. Поступающая информация и ее обработка стали происходить без взаимодействия между полушариями — например, пациенты не могли назвать предмет словами, но могли показать его изображение. То есть одна половина мозга действовала без участия другой.
Нужны обе части
Исследование, опубликованное Американской психологической ассоциацией в 2004 году, показало, что математические способности зависят от слаженной работы обеих половин мозга.
Исследовав 60 человек, ученые не нашли связь между уровнем знаний по математике и доминированием правого и левого полушарий. Анализ результатов показал, что у математически одарённых участников эффективнее взаимодействие между полушариями.
Соавтор исследования Майкл О’Бойл сообщил: «Дело не в том, что есть определенный математический модуль где-то в вашем мозгу, а скорее в том, что функциональная организация мозга, которая позволяет правому полушарию лучше интегрироваться в общий когнитивный и поведенческий баланс — предрасполагает его к использованию высокоуровневых образов и пространственных навыков, что, в свою очередь, очень полезно, когда дело доходит до математических рассуждений».
Взаимодействие полушарий позволяет понять и выполнить задачу быстрее. Например, правое полушарие отвечает за ощущение пространства, а левое — за определение конкретного местоположения. Левое — за грамматику, правое — за интонацию. Обмен информацией между полушариями позволяет определить ошибку и исправить её или дополнить решение недостающими данными.
Асимметричность мозга
Различный вклад полушарий в обработку информации обусловлен асимметрией мозга. В процессе развития человека выраженность вклада каждого полушария в решение задач меняется. У грудных детей преобладает активность правого полушария, обрабатывающего образы. Затем, в зависимости от обучения, асимметрия сдвигается.
Взаимодействие полушарий позволяет понимать и выполнять задачи быстрее.
Асимметрия мозга — одна из закономерностей его работы, наряду с обменом информацией между полушариями при осуществлении психических функций. Обмен информацией происходит по пучкам нервных волокон (в том числе через мозолистое тело), соединяющих полушария, что позволяет им работать синхронно и без дублирования функций.
Почему идея о двойственности так популярна?
Несмотря на работу Андерсона и другие исследования, опровергающие миф, эта идея очень устойчива. Человеческое общество основано на категориях, классификациях и обобщениях, и заманчиво поделить всех на право- и левополушарных.
Подобно личностным тестам, миф о «расщеплённом» мышлении даёт быстрые и понятные ответы: кто мы, что нам лучше делать или не делать, какое место в мире мы можем занять. Плюс — это хорошая возможность продать нам что-то, что может сделать более мощной слабую часть нашего мозга.
Так ли безопасен миф?
Проблемы с верой в связь определенных способностей с доминированием одного из полушарий начинаются, когда возникает эффект самосбывающегося пророчества.
Например, человек, следуя рекомендациям теста на определение главного полушария, перестает выполнять какие-то задачи, объясняя это тем, что у него нет соответствующих способностей. Или безработный отказывается от интересной творческой работы, потому что тест показал, что у него активно левое полушарие, не связанное с творческой деятельностью.
У мозга есть необычайная способность перестраиваться, формировать новые связи, позволяя постоянно изучать новое и менять поведение. Именно это свойство, а не «расщепление» мозга на две половины даёт возможность развиваться в любом направлении.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.