«Имя мне ночь» и хроники нуара
День добрый, дорогие читатели! Рад вас приветствовать на специализированном канале, который с прошлой недели стал посвящен исключительно уникальному культурному явлению – нуару. А вашим постоянным собеседником буду я – специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. Не так давно издательство «Пятый Рим» выпустило мою книгу «Пули, кровь и блондинки», которая может считаться первым полноформатным российским исследованием на эту тему. На нашем канале мы будет обращаться к сюжетам, которые в силу целого ряда причин не вошли в книгу.
Сегодня мы погорим о только-только стартовавшем сериале «Имя мне ночь». Примечателен он по меньшей мере двумя моментами. Во-первых, сюжетная изюминка заключается в том, что главная героиней является светлокожая девушка, которую полагают «цветной». На дворе стоит середина 60-ых годов, дело происходит в Неваде, а потому последствия сегрегации ещё не изжиты до конца. В этом моменте можно обнаружить сходство с легендарной для нашей страны «Рабыней Изаурой», бразильским сериалом, который открыл нам двери в «мыльные оперы». Впрочем, можно обнаружить и принципиальные отличия. «Имя мне ночь» основана на реальных событиях и по большому счету является экранизацией беллетризованных воспоминай Фауны Ходел «Однажды она потемнеет».
Впрочем, если в классическом нуаре упоминание о том, что «фильм основан на реальных событиях» делается в начале ленты, то в сериале этот аспект подан весьма оригинально. В самом конце первой серии демонстрируются реальные фото действующих лиц, то как они выглядели в действительной истории.
Режиссер очень умело рассыпал «подсказки» по ходу действия. Например, когда речь заходит о погибшей девушке, то невольно вспоминается легендарная «Черная орхидея» - печально знаменитое преступление, совершенное в 1947 году в Лос-Анжелесе. И лишь некоторое время спустя, когда выясняется, что подлинное имя главной героини Ходел, в памяти всплывают эпизоды, когда доктор Джордж Ходел значился в списке подозреваемых в жестоком убийстве девушки, получившей «цветочное прозвище». На этом отсылки к классическому нуару не заканчиваются.
Куда более значимым персонажем кажется журналист Джей Синглерти. На его роль отвели «красавчика» Криса Пайна, который публике известен по новообретённому «Стартреку». Впрочем, создатели сериала прекрасно понимали, что делать «красавчика» главной движущей силой расследования – это непростительное нарушение принципов нуара. В нуаре главный герой должен быть маргиналом. Не только в социальном смысле, но и в профессиональном, то есть находится между двух миров одновременно. Он должен обладать возможностью быть и частью «мира закона», и элементом «криминального андеграунда». По этой причине в нуаре редко главными героями являются классические полицейские. Обычно это либо частные детективы, либо как в случае с сериалом «Имя мне ночь» - уголовные репортеры.
И это не просто успешный журналист. А репортер-неудачник. Пребывающий в состоянии постоянной, почти переманенной абстиненции, и от алкоголя и психотропных веществ одновременно. А еще с «ветеранским синдромом». Если в классическом нуаре герой мучительно переживает сцены Второй мировой войны (вспоминаем «Синий георгин»), то теперь нам показан ветеран корейской войны. Невротичный, подавленный, но продолжающий судорожно цепляться за свою «никчемную жизнь».
Отдельно надо сказать о названии сериала, равно как некоторых моментах, что могли ускользнуть от зрителей и кинокритиков. Название сериала отсылает нас к наименованию одной из серий прославленного проекта «Сумеречная зона». Именно в том момент, когда происходит действие нынешнего творения на ТВ в США вышла серия, именовавшаяся «Имя мне ночь – раскрась меня в черный». Не то, чтобы «Сумеречная зона» была совсем нуаром, но некоторые моменты из нее перекочевали, например, в «Секретные материалы». А ещё это указывает на то, что «нуар» (от французского «черный») на ассоциативном уровне всё-таки взывает к расовым проблемам.
Если вы хотите побольше узнать о нуаре, то имею наглости рекомендовать вам мою книгу «Пули, кровь и блондинки». Если же вы являетесь принципиальным поклонником онлайн магазина «Озон», то подождите немного – в ближайшее время книга в нём вновь появится в продаже. Всего Вам наилучшего! Искренне Ваш Андрей Васильченко