Каждую зиму сотни машин проваливаются под лед. А ведь еще в 1941 году ученые Ленинградского Физтеха научно доказали правила езды автотранспорта по льду.
С началом блокады Ленинграда единственной транспортной артерией осталось Ладожское озеро. Навигация закончилась быстро, но ледяной покров озера был слишком тонкий чтобы выдерживать «полуторку» ГАЗ-АА. Именно в эти дни норма хлеба в Ленинграде упала до 125 грамм. Лишь к концу ноября лед набрал толщину 15-20 см и колоны грузовиков повезли муку. Для распределения веса за грузовиком привязывали груженные сани.
Водители обнаружили странную закономерность: ледяная трасса выдерживает груженную мукой машину весом 3 тонны, но на обратном пути, когда в кузове только дети и старики, очень часто машины проваливаются под лед.
Группе ученых Ленинградского Физтеха поставили задачу выяснить причину этого явления. В короткий срок ученые разработали прибор «прогибограф» из чугунных тумб разбомбленного фонтана и телеграфных аппаратов. Расставив эти аппараты вдоль «Дороги Жизни» регистрировали поведение льда при прохождении машин.
Выяснилось следующее явление: при движении грузовика образуется «волна» льда за счет тяжести грузовика. В свою очередь эта «волна» гонит перед собой водную массу. Когда эти две волны складываются, наступает резонансное явление, которое и разрушает лед.
На основании расчетов составили правила для водителей:
1. Избегать движение на скорости резонанса-35 км/ч. Либо медленнее, либо быстрее.
2. Расстояние между машинами в колоне 70-80 метров.
3. Расстояние между встречными полосами движения 110-120 метров.
4. При чистке снега оставлять на льду слой наката.
Благодаря этим правилам «Дорога Жизни» действовала до конца апреля, когда толщина льда оставалась всего 10 см. Каждая полуторка перевозила 20 мешков муки- это суточный паек 10.000 ленинградцев.
Так же были рассчитаны правила для переправы по льду тяжелых (46т.) танков КВ (их производили только в Ленинграде). С них снимали башни и перевозили в прицепленных за танком санях.
Так же не забываем о минимальной толщине льда: