Внешняя аудиторская проверка для многих организаций — обязательная процедура. Другие фирмы прибегают к аудиту по собственному желанию. С 2019 года у аудиторов появилась новая обязанность — докладывать налоговикам о некоторых операциях своих клиентов. Так где теперь аудитор и бухгалтер: по разные стороны баррикад или все же по одну?
Откуда берется страх перед аудиторами
Основная причина — естественная боязнь прохождения проверки и выявления допущенных бухгалтером промахов в работе. Кому же понравится, что копаются в твоих документах, задают бесконечные вопросы, да и еще указывают, как и что делать. И самое обидное — ты должен во всем этом участвовать, а в итоге ситуация может обернуться против тебя же.
Ведь если аудитор что-то обнаружит, информация об этом обязательно попадет в отчет по проверке. И о ней непременно узнает руководитель. А уж он-то не будет долго разбираться: раз ошибки есть — бухгалтерия работает хреново. И тогда нужна ли такая она вообще?
Дополнительный повод для страха
Он есть и очень весомый: с 2019 года ст. 93.2 НК РФ разрешает налоговикам запрашивать у аудиторов документы и информацию о клиенте. Правда, только в том случае, если у самой организации налоговая уже запрашивала эти сведения, но она их не предоставила. И аудиторы обязаны будут все, что запрошено, выдать налоговикам.
С одной стороны, это может коснуться не каждого налогоплательщика, а только забывчивого или недобросовестного — кому есть что скрывать и прятать. С другой стороны, внешний аудитор теперь нередко воспринимается как «засланец», которому аудиторская проверка откроет путь к обладанию ценной информации и к ее «сливу» в ФНС.
А еще вспомните о 115-ФЗ, по которому аудиторам нужно сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных сделках по отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма.
А еще — законы № 307-ФЗ и № 273-ФЗ, борющиеся с коррупционными нарушениями: информация от аудиторов, в лучшем случае, дойдет до учредителей, а в худшем — до ФСБ и Генпрокуратуры.
Ну и, наконец, аудиторы обязаны отреагировать, если им станет известно о подкупе иностранных должностных лиц в ходе международных сделок.
А может, не все так ужасно?
Да, аудитор не будет молчать о нарушениях: о них станет известно и начальству, и владельцам фирмы, а в некоторых случаях — и контролирующим органам. Однако не забывайте, что аудитор, исполняя свои обязанности, преследует не только цель пресечения финансовых махинаций, но и повышения качества работы бухгалтерии, а в глобальном смысле — получения компанией прибыли в долгосрочной перспективе.
Конечно, если на вашу организацию не распространяется требование об обязательном аудите, можно обойтись и внутренними проверками, опираясь на внутрифирменную систему контроля и опытное начальство. Но где уверенность, что ваше руководство и внутренний аудитор преследуют благие цели, а не обтяпывают какие-нибудь аферы? И где гарантия, что крайним в этих аферах не окажетесь вы как бухгалтер? И только независимый взгляд со стороны способен помешать этим махинациям.
Ну и не стоит забывать, что обнаруженные аудитором ошибки, даже зафиксированные в его отчете, — гораздо лучше, чем те же ошибки, но найденные беспощадной ФНС. Поэтому добросовестному бухгалтеру бояться аудитора нет никакой причины.
Так кто же аудитор и бухгалтер — противники или союзники. Правильнее будет сказать — партнеры. Партнеры в общем деле, которым лучше действовать сообща и уважать работу друг друга.
У вас проходит аудиторская проверка? Обратите внимание публикацию «Отчетность за 2018 год: на что обратят внимание аудиторы». Вам также может быть полезна статья «Порядок проведения налогового аудита в компании».
А чтобы в дальнейшем у вас не нашла никаких ошибок ни аудиторская, ни налоговая проверка, читайте статьи сайта Налог-налог.ру!