Противостояние двух разведок, американской и советской, породило много предателей с обеих сторон. Перечислять их здесь не будем, чтобы не занимать ваше время. В среде советских разведчиков предатели и перебежчики, конечно, были, и удивляться этому не стоит. И как бы они не пытались выдавать себя за идейных борцов с коммунистическим режимом, причины, толкнувшие их на предательство совсем иные.
В начале холодной войны американские спецслужбы считали, что советских граждан завербовать практически невозможно. Все те, кого направляли на работу заграницу, были не только бдительны, но и чрезвычайно подозрительны. В ФБР ломали головы, как поймать в свои сети хоть кого-нибудь из числа сотрудников советских представительств. Пытались и так и этак, но ничего у них не получалось. Тогда они стали пробовать действовать, как говориться, в лоб. Подходили на улице к нашему гражданину, работающему в посольстве или генконсульстве, и предлагали сотрудничество за деньги. И этот метод постепенно начал работать.
Дело в том, что советского гражданина, направляемого в зарубежную командировку, инструктировали о возможных провокациях со стороны западных спецслужб. Если подобное случалось, то он должен был неукоснительно сообщать об этом своему руководству.
В каждом советском представительстве, будь то посольство, генконсульство или торгпредство, имелась штатная должность офицера безопасности. Она комплектовалась офицерами КГБ, сначала 14-го отдела, а потом управления «К», то есть внешней контрразведки. Именно они отвечали за безопасность советских учреждений за рубежом и их сотрудников.
Напомним, что спецслужбы активно прослушивали квартиры, где проживали наши граждане, работавшие заграницей. Им было важно знать, чем они интересуются, с кем дружат, любые мелочи, вплоть до интимных.
Расскажем реальный случай, который произошел с секретарём нашего Генконсульства в Сан-Франциско. Назовем его Николаем. Однажды жена молодого дипломата высказала желание иметь такое же меховое манто, как у супруги вице-консула. Муж возразил ей, что денежного содержания на покупку такой дорогой вещи недостаточно. Придется подождать, когда его карьерный рост достигнет соответствующего уровня. Жене, конечно, ждать не хотелось, и на этой почве у супругов возникла легкая перепалка.
Агенты ФБР прослушали их разговор. Решили, что это отличный повод начать оперативную комбинацию. Через некоторое время Николаю подкидывают сверток с энным количеством американских долларов. Этой суммы вполне достаточно, чтобы купить жене шубу. Соблазн велик. Что делать? У Николая было два варианта:
· Сдать деньги в ближайший полицейский участок и сообщить о случившемся своему непосредственному начальнику.
· Взять деньги и купить жене шубу.
Оба варианта имели негативный момент. В первом случае Николай выполнит инструкцию, о которой мы здесь упоминали. Все вроде бы правильно. Однако офицер безопасности, которому о случившемся обязательно станет известно, начинает размышлять. А что это все значит? С какой стати подбросили деньги именно Николаю? Может быть, за какую-то услугу или он попал в разработку спецслужб? Времени тратить на выяснение проблемы, да и сил для этого, у него нет. Дел и так по горло. Поэтому Николая лучше вместе с женой отправить на родину. Так, на всякий случай.
Самое интересное, что в колонии советских граждан о подобных решениях знают. Перспектива быть отозванными всех пугает. Ведь так хочется подольше побыть заграницей, чтобы скопить внешнеторговые сертификаты. Были в то время в Советском Союзе магазины «Берёзка», где дефицитные товары и продукты питания продавались только иностранцам за валюту и нашим гражданам за эти сертификаты.
Вот Николай и проявил тут малодушие. Взял деньги и купил шубу. А о подходе к нему агентов ФБР не сообщил. Зато жене сказал, чтобы она, на всякий случай, припрятала обновку до отъезда в отпуск. Спецслужбе этого только и надо. Попал Николай ей на крючок. Раз не сообщил, а шубу купил, то это отличная зацепка для его дальнейшей разработки.
Действия агентов ФБР не заставили себя долго ждать. Николаю показали снимки, как он берёт сверток с деньгами, и пригрозили передать фото в генконсульство, если он не выполнит их маленькую просьбу. Надо составить список его сослуживцев, разбив их на три категории: «чистых», то есть, работников МИДа, «соседей ближних» - офицеров КГБ и «соседей дальних», к ним относятся офицеры ГРУ, то есть военной разведки. Ну и дать каждому краткую характеристику.
Сделать это в небольшой колонии советских граждан достаточно просто. Они все на виду. Если мидовцы после окончания работы наслаждаются отдыхом, с женами идут в кинотеатр или за покупками, то соседские находятся «в поле» или заняты в кабинетах составлением отчетов о проделанной работе. Правда, разделить их на комитетчиков и грушников будет сложнее. Но все равно это при желании сделать можно. У одних все кабинеты слева по коридору, а у других справа, да ещё за дверьми с кодовыми замками.
Ну, а что там наш «герой». Николай все же нашел мужество признаться в своем проступке. Конечно, он был отозван из командировки, и его карьера дипломата на этом завершилась, так и не начавшись.
Причины предательства советских граждан были разными, но практически во всех случаях его совершали неустойчивые в психологическом и моральном отношении люди. Из сотен тысяч побывавших за границей, только несколько десятков стали предателями. Ещё меньше были зачислены ЦРУ в агенты. На такой шаг люди, крепко связанные со своей страной социальными, культурными, национальными и семейными узами, не шли. Опыт перебежчиков тоже подтверждает эту мысль. Большинство их были одиноки и страдали глубокой депрессией или алкоголизмом.
Американская разведка и теперь обращает внимание, прежде всего, на людей среднего возраста. У них чаще всего отмечается неудовлетворенность в своей карьере, случаются растраты на работе и супружеские измены. Некоторые мужчины в 40 лет даже пересматривают свои жизненные принципы и меняют моральные представления.
Ну, а шпионаж и предательство всегда находятся где-то рядом.
Ставьте лайки к статье и записывайтесь на мой канал. Так его увидят большее количество посетителей Яндекс Дзен.