Творчество австралийского и английского художника Эбби Альтсона — одна из загадок истории живописи. Родился, предположительно, в Йоркшире сто пятьдесят лет назад. Когда мальчику было четырнадцать семья переехала в Австралию, где его отдали на обучение живописи в Школу искусств при Национальной Галерее в Мельбурне. Почему «предположительно»? В его биографии много вопросов. Попробуем отделить факты от домыслов и творчество живописца от наветов и светской болтовни.
Начало пути
Точная дата его появления в Австралии неизвестна, как и точное место рождения. Можно лишь утверждать, что 1883-м он уже был на этом материке. Вообще, имя может быть и вымышленным, «Abbey» в переводе означает «Аббат». В Австралии Эбби Альтсона считают своим представителем живописи. Не вызывает сомнений, что Альтсон получил образование в Мельбурне и, соответственно, должен считаться продолжателем этой школы. Тем не менее во многих местных информационных источниках указывают, что он «еврей, предположительно родившийся в Англии». Странное описание для национального деятеля искусств.
Истоки такого отношения, скорее всего, нужно искать в одной не совсем благовидной истории, произошедшей сразу после окончания упомянутого учебного заведения. В европейских источниках по этому поводу скупо упомянута премия и золотая медаль, полученные в 1889-м за лучшую работу. Однако, несколько позже он был дисквалифицирован, так как по условиям конкурса не имел права участия, получив другую премию годом раньше. Само присуждение золотой медали за картину по её художественному уровню не ставилось под сомнение. Возможно поэтому бывший студент получил значительную стипендию для творческого путешествия. После её получения Альтсон сразу уехал в Париж, а затем и в Лондон, где и провёл основную часть творческой жизни. В страну сумчатых животных он уже больше не возвращался. Так что, некоторая обида на него, возможно, ещё осталась в сферах высшего общества этой отдалённой части света.
Тернистый путь в касту избранных
В Европе того периода случилось столкновение взглядов во всех видах изящных ремёсел. В противоборство с одной стороны вступили ценители классических традиций, с дугой и третьей - две эпохи, позже названые Прекрасной и эпохой Просвещения. Противоборство коснулось, конечно, и портретного письма. Если итальянцы и французы активно наступали по всем фронтам, то англичане занимали позиции хранителей старых школ, особенно собственной. А чужаков и отщепенцев они никогда особо не жаловали.
В светских кругах Туманного Альбиона в нынешнее время многие искусствоведы и критики относят Эбби Альтсона к своим деятелям искусства, и это не удивительно. Австралийский континент был колониальным придатком Британской Империи. И хотя здешняя изобразительная культура позиционируется отдельно от академической английской, Альтсон много работал в Лондоне, поэтому ему и «прощают» сейчас стороннее воспитание. Сейчас прощают, но так было не всегда. При жизни маэстро приходилось встречаться с достаточно жёсткой критикой, особенно со стороны лондонских коллег. Для англичан жанр парадного изображения, особенно в отношении вельможных особ и корней нации, всегда позиционировался территорией для избранных.
Были у мастера портрета и покровители. В частности, один из принцев Букингемского дворца всячески поддерживал живописца. В том числе, помог организовать его путешествия в Италию и Индию, а также бывать частым гостем во Франции.
Техника возвышенного изящества
Наследие творца портрета и жанровой живописи довольно разнообразно. Однако тематическое наполнение почти полностью опирается на его талант в изображении женской натуры. В этом направлении им сделано очень много. Всё началось с первых портретов красавиц ещё в студенчестве. Затем довольно длительный труд по созданию «Аркадии», где его кистью создан великолепный образец слияния женственного начала и самой Природы. Кстати, этой картиной художник планировал оправдать стипендию, полученную в начале пути. Всё же, скандальный эпизод юности, скорее всего, не давал покоя и ему.
Затем было много усилий по поиску собственной манеры. Одним из первых он начал работать в жанре чёрно-белого письма с использованием оттеняющих тонов и оттенков.
Но, всё же, самые известные полотна были написаны в портретном жанре. И, конечно, почти все они женщины.
В работе с женским образом сочетаются академический подход к цветовой гамме и явное новаторство в деталях. Женские глаза на этих полотнах — объект главного внимания. Ему подчинены все средства тонов и линий. В каждой картине присутствует свой, едва уловимый шарм, тонкое явление духовного мира и возвышенности натуры. Всё это создано соединением наследия старых мастеров и буйства палитры колониальной культуры, а также и европейских прогрессивных взглядов.
Живые образы, передающие с холста явственные потоки нежности и высоких чувств воспринимаются вполне реальными. Причём технически всё сделано почти без нарушения вековых канонов — лишь небольшие изменения пропорций, чуть большая игра тонов, слегка изменённые очертания глаз, губ, линий одежды. Но как смотрит она вдаль! Где заблудился этот взор? В каких недосягаемых пределах блуждают её мысли?
Живописец в течение своей плодотворной жизни создал великое множество прекрасных образов, чарующих любого зрителя и в наше время. Не обладая большими материальными богатствами он, всё же, был достаточно обеспеченным человеком. В конце пути мастер поселился в Соединённых Штатах, где через несколько лет покинул этот мир в 1949 году.
В наши дни шедевры его кисти ценятся высоко не только общественностью, но и специалистами — они часто становятся участниками двух престижных мировых аукционов, а их стоимость измеряется десятками тысяч конвертируемых единиц. Многие холсты поселились в национальных галереях. Другие стали предметами гордости крупных коллекционеров.
🎯 Автор: Лёля Городная.