Разгадывать загадки звездного неба люди начали очень давно. Едва только астрономы уяснили основные закономерности космического пространства, как их заинтересовал вопрос: почему между Юпитером и Марсом так велико расстояние? По всем расчетам, где-то между этими планетами должно быть еще одно небесное тело. Но его там обнаружить никто не сумел.
Между тем, древние ученые оставили после себя довольно странные записки. К примеру, если верить глиняным табличкам шумад (а это примерно IV тысячелетие до н.э.), их астрономы видели планету там, где сейчас пустота. Аналогичные упоминания археологи обнаружили и в хрониках Древнего Китая. А в Грузии хранится документ, датированный 1561 годом. В нем говорится, что астрономы обнаружили поблизости от Марса загадочную звезду, размерами гораздо меньше Солнца, но по яркости сравнимую с ним.
Можно списать все эти тайны на несовершенство астрономического оборудования тех времен – и забыть о них. Так, собственно, ученые и делали до XVIII века.
Научное обоснование
Первый шаг в доказательстве возможного существования «планеты-невидимки» сделал Иоганн Тициус, германский физик, астроном и математик. В 1766-м он опубликовал труд, в котором вывел закономерности расположения планет в Солнечной системе. Правило было чисто эмпирическим, но заинтересовало научный мир. И чуть позже другой астроном, тоже немец, Иоганн Боде, вычислил и аргументировал правила, по которым «выдерживаются» расстояния от планеты до Солнца. Согласно этому правилу, где-то между Марсом и Юпитером действительно должна быть еще одна планета.
Можно было бы сказать, что астрономы ошиблись в своих теориях и расчетах. Но ученые, пользуясь правилом Тициуса-Боде, сумели открыть Уран, Нептун и Плутон. То есть, оно работает – но почему-то не соблюдается в одном-единственном случае.
Конгресс астрономов, проведенный в городке Готе (Германия) в самом конце XVIII столетия, пришел к решению старательно искать недостающую планету. Однако никто из энтузиастов успеха не добился.
Основания для гипотезы
На возможное объяснение несоответствия теории и практики ученых натолкнуло открытие астронома-итальянца Джузеппо Пиации, сделанное им в новогоднюю ночь 1801-го. Между Марсом и Юпитером он обнаружил огромный астероид, получивший имя «Церера». Как оказалось позже, это самый крупный космический «булыжник» из множества космических тел, курсирующих в этом месте межзвездного пространства: его диаметр достигал 770 км.
Годом позже был открыт еще один астероид, Паллада, еще через пару лет к ним присоединилась Юнона, а в 1807 в список астероидов вошел четвертый планетоид, названный Вестой. На текущий момент астрономам известно примерно 2000 астероидов самого разного размера. Самый маленький имеет всего полкилометра в диаметре.
Озадачивает и поведение астероидов. К примеру, траектория Эроса, открытого в 1898-м, проходит вовнутрь орбиты Марса, причем на значительное расстояние. Этот астероид считался уникальным, пока не были обнаружены конкуренты, проникающие в «личное пространство» не только Венеры, но даже Меркурия.
Настоящей сенсацией стало открытие в 1949-м астероида Икар. Во-первых, он имеет из всего роя минимальное расстояние до Солнца. Во-вторых, крутится вокруг светила он быстрее, чем его «коллеги», в пять раз. В-третьих, раз в 19 лет Икар проходит очень близко к Земле, что дает возможность изучить его лучше прочих астероидов.
Все эти новые данные позволили ученым предположить, что некогда все эти небесные тела были составляющими «утерянной» планеты. Если их сложить, то получился бы планетоид, размерами больше Меркурия, хотя и меньше Марса. Ее теоретический диаметр оценивается почти в 6 тысяч километров.
Астроном из Союза Орлов некогда предложил называть эту гипотетическую планету Фаэтоном – и имя прижилось.
Когда погиб Фаэтон?
Если принять гипотезу о происхождении астероидного пояса, сразу же возникает проблема датировки. В 70-х годах прошлого столетия было выдвинуто предположение, что космической катастрофе примерно 16 млн. лет. Такой солидный возраст объясняет замысловатые орбиты отдельных элементов роя: они отклонились от первоначальных под воздействием притяжения других планет системы.
Однако позже возникли сомнения. Один из астероидов, некогда упавший на Землю, был уверенно причислен к поясу, располагающемуся между Юпитером и Марсом. Однако его возраст превышает 65 млн. лет. Стало быть, грандиозная катастрофа случилась куда раньше. Сторонники этого мнения предлагают альтернативную дату – 4 млрд. лет.
С другой стороны, некоторые данные позволяют предположить, что космический катаклизм произошел уже во времена достаточной развитости человечества. Тогда гибель Фаэтона должна была случиться всего несколько тысячелетий назад.
Возможные причины катаклизма
Что послужило фактором разрушения немаленькой планеты – тоже причина споров ученых. Версий имеется несколько. Одна из самых простых гласит, что Фаэтон погиб из-за интенсивной вулканической деятельности. Однако специалисты в этой области возражают, что у планеты не было достаточно внутренних ресурсов для столь интенсивных и глобальных сейсмических потрясений. Расчеты, основанные на предполагаемой массе «пятой планеты», это мнение подтверждают.
Другая теория предлагает рассмотреть вариант разрыва Фаэтона вследствие чрезмерной центробежной силы, возникшей из-за чересчур быстрого его вращения вокруг собственной оси. Это возможно: планета была не слишком велика. Однако откуда она взяла столь шустрый разгон, предположений пока нет.
Согласно третьей гипотезе, Фаэтон погиб во время прохождения всей системы сквозь Млечный путь и его струйные потоки. Если поблизости оказалась крупная звезда, ее гравитация разрушила бы планету воздействием своей гравитации. Теоретически это возможно. Но почему пострадал только Фаэтон? Ведь в нашей системе есть планеты, более отдаленные от Солнца, а значит, и более уязвимые. Хотя, с другой стороны, виновницей может оказаться и одна из комет, входившая в струйный поток. Ее удар по Фаэтону мог буквально взорвать его; тогда фрагменты разрушенной планеты, разлетаясь в разные стороны, могли бомбардировать соседей, оставляя на их поверхности катастрофически кратеры. Больше всех пострадал Марс, который находился ближе всего. должна была не меньше пострадать и Земля – но удар, пришедшийся на нее был в значительной мере смягчен Марсом, так что наша планета выжила. Хотя некоторые ученые склонны считать, что именно это происшествие вызвало вымирание динозавров и новый виток эволюции на Земле.
Многие ученые протестуют против всех подобных предположений, утверждая, что Фаэтона как такового не существовало никогда. Они аргументируют свое мнение тем, что у планеты в любом случае должно было быть ядро – а такового среди астероидов не обнаружено. Однако объяснение этому нонсенсу все же было предложено: ядром Фаэтона была наша Луна. Ведь мифы, легенды и хроники свидетельствуют, что некогда Земля обходилась без спутника. В какой-то момент он появился – и точкой отсчета можно считать всемирный потоп. Появление на околоземной орбите столь массивного небесного тела непременно должно было сопровождаться катаклизмами. А если вспомнить, что за приливы с отливами ответственна как раз Луна, то понятно, что ее появление должно было вызвать затопление мировых масштабов.
Есть и косвенное доказательство такого развития событий: 12 тыс. лет назад в году было только 360 дней (это научно доказано). Дополнительные пять дней появились именно благодаря обретению спутника – с таким довеском наша Земля немного потеряла в скорости облета Солнца.
Самой последней гипотезой является предположение, что Фаэтон не погиб. Он может продолжать свое существование за пределами орбиты Плутона. Переход на новый уровень (планета стала звездой) вызвал сброс 10 процентов массы небесного тела – именно их и наблюдают астрономы в качестве астероидного пояса.
Есть и совершенно альтернативное мнение. Ряд исследователей считает, что обнаруженные астероиды – не обломки развалившегося Фаэтона, а материя, из которой миллиарды лет назад могла сформироваться планета. Но по какой-то причине процесс формирования не дошел до конца, остановившись на стадии отдельных астероидов. Если эти ученые правы, крайне любопытно было бы узнать, что остановило теоретически неудержимый процесс. Это должно было быть очень мощное воздействие, истоки которых на современной развитии науки представить невозможно.