Наверное, все смотрели мультфильм Маугли, в котором «человеческого детеныша» вырастили дикие звери в джунглях, и он стал взрослым, сильным, ловким юношей, со всеми уважаемыми человеческими качествами. Но такое развитие событий возможно только в мультиках и сказках. В реальной жизни все совсем по-другому.
Детские психологи и прокаченные родители знают, как развивается ребенок и что ему нужно больше всего в самые первые его годы жизни. Несмотря на то, что младенец большую часть времени находится в полудремотном состоянии, все время лежит и, кажется, что не особо нуждается во внимании (если не закричит), общение для его развития жизненно необходимо. Особенно эмоциональное общение с матерью (или лицом, ее замещающим). И это главная потребность, наравне с потребностями биологическими.
Давайте посмотрим на эту потребность через явление, которое получило название госпитализм, или синдром госпитализма. Впервые этот термин упомянул Рене Спитц в 1945 году. Он наблюдал за детьми, оставшимися без родителей (а таких детей во время войны было много) и помещенными в детский дом. Средний возраст детей был 3 месяца. И надо сразу сказать, что условия в этом доме были очень хорошие. Няни следили, чтобы дети были чистыми и накормленными. Единственное, чего этим детям не хватало – общения, ласки и любви. Большую часть времени они находились без участия взрослых. Просто лежали в своих кроватках. При таких условиях, вроде бы хороших, в первые два года погибло 37% от этих детей. Оставшиеся в живых дети (21 ребенок), не были развиты по своему возрасту (самому младшему было 2, старшему – 4 года).
Многие из них к четырем годам плохо ходили, некоторые только начинали сидеть без поддержки, большая часть не умела даже есть с ложки, и никто не мог самостоятельно одеваться. Нарушения были видны и в речевом развитии: несколько детей не говорили совсем, другие могли произнести 2-5 слов и только один умел составлять несложные фразы. Спитц описал у детей особое состояние, которое назвал «аналитической депрессией». Дети были печальны, заторможены, замкнуты в себе, у них был нарушены сон и аппетит. Эти дети почти не плакали, уже не стремились к общению со взрослыми, они просто тихо сидели, лежали, куда-то смотрели.
Наблюдения Спитца привлекли внимание к этой проблеме. Термин «госпитализм» прочно вошел в учебники по детской психологии. А социальные работники были привлечены не только к удовлетворению физиологических потребностей детей, но и общению с ними.
Явление госпитализма связано с дефицитом общения или психологической депривацией. Такой дефицит ведет к тому, что психическое развитие затормаживается. Те функции, которые должны развиваться в этом возрасте, не развиваются должным образом и главная проблема в том, что развить их в более позднем уже гораздо сложнее, если вообще возможно. Естественно, на соматическом здоровье депривация тоже сказывается негативно.
Реальные истории детей-маугли очень печальны. Даже после того, как эти дети попадали в руки профессионалов, психологов и психиатров, даже после того, как попадали в приемные семьи, в которых сердобольные люди были готовы одарить их своим теплом - стать развитыми по своему возрасту, социализироваться и влиться в темп современной жизни – им не удалось.
Что еще важно, в зоне риска оказываются не только дети-сироты. Госпитализмом могут страдать дети из полноценных семей, на которых у родителей нет времени или желания. Конечно, какое-то общение у них все равно есть и его точно больше, чем у детдомовских, но все равно этого общения, эмоционального общения, может быть недостаточно. Тогда эти дети не вырастут маугли, но их развитие будет тоже заторможено, а психологические проблемы могут проявиться в более позднем возрасте. С дефицитом общения в младенческом возрасте Э. Эриксон, связывал отсутствие главного новообразования этого периода – доверия к миру, которое в дальнейшем невосполнимо.
Сразу заметим, что не обязательно эмоциональное общение должно быть с биологической матерью. Ситуации бывают разные. Важна качественная составляющая такого общения. Важен тактильный контакт, важна ласка, важна интонация. Очень важно, чтобы ребенок себя чувствовал нужным и желанным, а будет это транслироваться от биологической мамы или нет – уже не суть.