Одним из пунктов плана "Барбаросса" был захват после трех-четырех месяцев войны столицы большевистской России - Москвы. Для Гитлера это был бы символ его личной победы как борца с коммунизмом. Фюрер планировал провести в один из главных советских праздников - 7 ноября - победный парад своих войск в захваченной Москве. Однако этим планам не суждено было сбыться, а битва за Москву стала одной из самых грандиозных в истории Второй мировой.
С началом войны для советского руководство стало предельно ясно, что один из ударов вермахт направит против столицы СССР Москвы. Именно поэтому уже в июне 1941 года началась эвакуация важных производств и объектов из столицы и Подмосковья. Так, в город Куйбышев были вывезены драгоценное тело Ленина и сотрудники, обеспечивавшие особый для него режим. Однако Гитлер решил подождать со взятием Москвы и обратил свои силы на блокаду Ленинграда и захват экономически важных Украины и Донбасса. Наступление на столицу не было начато даже тогда, когда пал "ключ к Москве" - Смоленск.
Операция "Тайфун" по захвату советской столицы, разработанная гитлеровскими генералами, началась 30 сентября 1941 года. На Москву были брошены главные силы группы армий "Центр", состоявшие из четырех армий и сотен тысяч немецких солдат и офицеров. Поначалу все шло по плану: советские войска, брошенные на защиту столицы, не справлялись с натиском и сдавали врагу город за городом. 7 октября пала Вязьма - один из ключевых населенных пунктов на пути к Москве. В городе началась подготовка к осаде: были замаскированы Кремль и главные здания столицы, по ночам гасились все фонари и огни, на автодорогах сооружались баррикады. Немцы не переставали совершать налеты на Москву, в результате чего погибло около 2000 человек и подверглись разрушениям кремлевские здания, Курский вокзал и Большой театр.
15 октября ГКО издал приказ об эвакуации из столицы, по которому вывозились иностранные посольства, руководство Верховного Совета СССР и Совнаркома, важнейшие заводы и предприятия. На следующий день в городе началась паника: поезда были загружены желавшими покинуть столицу, на заводах происходили волнения, мародеры громили и грабили магазины, лавки и спиртзаводы. Руководящие чиновники бросали свои посты, сжигали документы и крали деньги (общая сумма украденных казенных средств - 1,5 миллиона рублей). Паникеры распускали слухи, что Москву покинули все, в том числе и Сталин. Но вождь, все это время находившийся в столице и не покидавший ее, решил проблему в своем духе: 20 октября город был объявлен на осадном положении, а "трусов и паникеров" было приказано расстреливать на месте. Паника закончилась.
Но не все хорошо было и у наступавших немцев. Превосходившие советские силы по мощи и численности, нацистские войска поначалу увязли в грязи на подступах к Москве из-за проливных дождей. Из-за грязи на дорогах они не могли получить топлива для танков, боеприпасов, пропитания и теплой одежды. А 4 ноября ударил мороз: замерзли не только одетые в летнюю походную форму немцы, но и хваленые танки вермахта.
Русские и немцы сражались не на жизнь, а на смерть. Советские солдаты и офицеры, ждавшие подкрепления, вели бои за каждый метр, за каждый дом и каждый город. В боях за Москву отличились и известные "панфиловцы", погибшие и не пропустившие нацистов, и партизанка Зоя Космодемьянская. На помощь Красной Армии шли любые средства и методы. Так, чтобы воодушевить советских солдат и мирных жителей, по личному указанию Сталина 6 и 7 ноября в Москве проводились торжественные мероприятия в честь годовщины Октября, увенчанные знаменитым парадом на Красной площади.
Тем временем силы обеих сторон постепенно истощались. Немецкие генералы уговаривали Гитлера прекратить операцию "Тайфун", которая уже нанесла немало вреда вермахту, но фюрер был непреклонен, поэтому наступления продолжались. Кончались силы и у Красной Армии, поэтому в конце ноября немцы ближе всего приблизились к Москве: в бинокли командиры уже могли видеть здания советской столицы.
На 5 декабря руководство Красной Армии наметило контрнаступление. К этому времени советские войска пополнились свежими силами, прибывшими из Сибири и Дальнего Востока. Благодаря этому подкреплению во время наступления на немцев наши войска смогли не только отвести немцев от Москвы, но и отбросить их на 100-300 км западнее. Были освобождены многие близлежащие города. Столица была спасена.
Сталин, переоценивший силы своей армии и недооценивший силы вермахта, захотел развить наступление на всех фронтах. Однако эта инициатива оказалась провальной и стала одной из причин поражений 1942 года. Что же касается битвы за Москву, то она стала поистине грандиозной демонстрацией силы советского оружия и советских людей, руководимых советскими военачальниками. Эта битва навсегда разрушила планы Гитлера по быстрому захвату России и, можно сказать, стала началом конца нацистской Германии.