Найти тему
Наш край

“Иконография” Румянцевых, или портреты Румянцевых

Оглавление

Зримый образ полнокровнее иных воскрешает прошлое в нашем уме и сердце. Попытаемся представить себе и мысленно собрать воедино распыленную по разным городам и музеям бывшей империи галерею портретов рода Румянцевых — репрезентативных, полных горделивого достоинства, и интимных, камерных; портретов прижизненных, вобравших подлинный дух эпохи, и тех, что дошли до нас в позднейшем воспроизведении оригиналов, и, наконец, портретов, известных лишь по воспоминаниям.

XVIII век внес в галерею портретов Румянцевых имена, составившие славу русского портретного искусства: Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского.

В Гомельском областном краеведческом музее хранится небольшой, с дублированным холстом, портрет работы не­известного мастера XIX века, представляющий соратника Пет­ра I — Александра Ивановича Румянцева, с личностью которо­го связано возвышение бедного дворянского рода Румянцевых в начале XVIII столетия. Гомельский портрет списан с более раннего изображения, выполненного в 1811 г. В.Л. Боровиков­ским по заказу Н.П. Румянцева, предпринявшего в это время ряд начинаний, дабы увековечить заслуги своего рода перед Отечеством. Неизвестно, каким прижизненным портретом A. Румянцев пользовался В.Л. Боровиковский, но можно пред­положить, исходя из сходства изображений, что он использо­вал тот же оригинал XVIII в., который одновременно с B.Л. Боровиковским использовал и Я.И. Аргунов, создавая ри­сунок для гравюры, выполненной Алексеем Грачевым и по­явившейся в 1812 г. в книге Н.Н. Бантыш-Каменского “Дея­ния знаменитых полководцев и министров в царствование Петра I”. Эта гравюра хранится в отделе изоизданий Россий­ской государственной библиотеки в Москве. В этой же биб­лиотеке, в отделе рукописей находится подлинный портрет А.И. Румянцева работы В.Л. Боровиковского (х., м. 233×154). Изображение выполнено в суховатой манере, характерной для позднего творчества художника, имеет все атрибуты парадного портрета, подчеркивающего значимость представленной персо­ны.

Супруга А.И. Румянцева, урожденная Матвеева, дочь изве­стного дипломата, крестница Петра Великого, предстает перед нами в портретах двух художников. В Государственном Рус­ском музее Санкт-Петербурга хранится портрет М.А. Румянцевой1764 г., выполненный известным художником середины XVIII в. А.П. Антроповым и считающийся одним из лучших в его творчестве. Облик европейски образованной и в то же вре­мя ощутимо русской по складу души барыни создан объек­тивно и материально (х., м. 62,5×48). Копия с портрета нахо­дится в Государственном Историческом музее.

В “Путеводителе по Государственному Румянцевскому му­зею” 1923 г. (ныне это Российская государственная библиоте­ка) упоминается находившийся в “Румянцевском зале” портрет М.А. Румянцевой работы Бенуа Шарля Митуара, вы­полненный не ранее 1830-х гг. Сейчас местонахождение портрета неизвестно, однако судить о нем можно по репродук­ции, помещенной в издании “Русские портреты XVIII-XIX столетий”, которое было выпущено в 1905-1909 гг. по инициативе великого князя Николая Михайловича.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

29 августа 1770 г. известный коллекционер гравюр, чье собрание впоследствии стало одним из крупнейших приобре­тений Эрмитажа, Фридрих-Вильгельм Берхгольцпишет акаде­мику Я. Штелину: “Если Ваше Высокоблагородие будет иметь случай видеть мою многолетнюю высокочтимейшую покрови­тельницу овдовевшую генеральшу графиню Марию Андреевну Румянцеву, то я прошу вместе с передачей моего нижайшего почтения от моего имени покорнейше попросить её как мать нашего нынешнего великого героя, который приобрел такие заслуги перед своим Отечеством, по примеру многих досто­почтенных дам решиться заказать искусному господину Радигу гравировать себя на память потомству, как и для радости ее верных слуг в это благословенное время и пожаловать экземпляр для украшения моего значительного собрания гравюр”. Таким образом, мы можем предположить, что просьба Берхгольца была удовлетворена, и существовал или существует графический портрет М.А. Румянцевой, выполнен­ный не ранее 1770 г. французским гравёром Антуаном Радигом (1721-1809), работавшим в Петербурге с 1764 г.

Наибольшее число изображений связано с именем прославленного сына М.А. Румянцевой — П.А. Румянцева-Задунайского. К наиболее значимым произведениям, безусловно, следует отнести работы Д.Г. Левицкого, Ф.И. Шубина, Ф.Ф. Щедрина.

Портрет П. Румянцева кисти Д.Г. Левицкого не сохранился, тем не менее, он сыграл чрезвычайно важную роль как прижизненный оригинал, к которому обращались художники после смерти Петра Румянцева, выполняя живописные и графические портреты фельдмаршала. Вероятно, наиболее близок к этому оригиналу приводимый Н.М. Гершензон-Чегодаевой в монографии “Д.Г. Левицкий” (М., 1964) “портрет графа П.А. Румянцева-Задунайского, копия (реплика?) неизвестного мастера с оригинала Левицкого, 71×60”, хранящийся в музее А.В. Суворова в Петербурге. Портрет не датирован. Н.М. Гершензон-Чегодаева отмечает, что на портрете П. Румянцев представлен в мундире без лат, что единственно отличает это изображение от гравюры Дж. Уокера, выполненной с картины Д.Г. Левицкого в 1798 г. Гравюра Дж. Уокера вошла в “Подробный словарь русских гравированных портретов” Д.А. Ровинского (Спб., 1886-89). Н.М. Гершензон-Чегодаева в разделе “Неизвестные годы” называет еще одну копию с портрета П. Румянцева, известного по гравюре Дж. Уокера, которая находилась в частном собрании П.П. Дурново в Петербурге и экспонировалась в Таврическом дворце на знаменитой выставке портетов 1905 г. В собрании западно-европейской живописи Эрмитажа находится парадный портрет П. Румянцева (х., м. 360×219), выполненный в 1833 г. Франсуа Ф. Риссом (1804-1886?) для Фельдмаршальского зала Зимнего дворца, где он находился с 1838 г. до 1926. В.Н. Березина, автор-составитель Эрмитажного каталога “Французская живопись, начало и середина XIX века” (Л., 1983) указывает, что “лицо модели написано Риссом по гравюре Дж. Уокера 1798 г. с картины Д.Г. Левицкого… На гравюре Дж. Уокера это полный пожилой человек; Ф.Рисс, идеализируя модель, изобразил фельдмаршала молодым, стройным, на фоне переправы русских войск через Дунай в 1771 г.” Тем не менее, думается, логично предположить, что Ф.Рисс использовал наряду с гравюрой Д ж. Уокера (или вместо неё) вышеупомянутую реплику с портрета Д.Г. Левицкого — здесь сходство очевидное и без возрастных изменений.

В нескольких вариантах и повторениях известен бюст П. Румянцева, выполненный Ф.И. Шубиным в 1776 и 1778 гг. (датировка по каталогу ГРМ 1988 г.): ГРМ (гипс), НХМ РБ (мрамор, вариант), музей А.В. Суворова (гранит) вариант начала XIX в., Киевский музей русского искусства (гипс).

В Киевском музее русского искусства с 1954 г. хранится бюст П. Румянцева в лавровом венке (датируется 1793 г., бронза), выполненный Ф.Ф. Щедриным (1751-1825), ранее бюст находился в краеведческом музее д. Сосницы Черниговской области.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.