Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Понимать прочитанное: 9 эффективных стратегий для школьников

Оглавление

Важность понимания прочитанного - будь то учебного или художественного текста - трудно переоценить. Без этого понимания невозможно учиться. Согласитесь, как можно научиться грамотно писать, если ты не понимаешь правила? Или пересказать рассказ, смысл которого остался не ясен? К сожалению, российские школьники год от года демонстрируют довольно скромные результаты по качеству понимания текстов. То есть, читать-то читают все, а вот о чем прочитали - понимают единицы.

Согласно последним, да и предпоследним исследованиям PISA мы даже в двадцатку стран, чьи подростки понимают прочитанное, не входим. Ольга Васильева в бытность свою министром просвещения вообще сказала, что в стране 25% россиян, включая взрослых, не обладают навыками функционально грамотного чтения. А это уже, согласитесь, караул.

Помочь нашим детям могут, как всегда, родители и заинтересованные педагоги. Мы собрали несколько простых, но эффективных стратегий, которым советуем обучить детей. Некоторые стратегии работают только в паре учитель-ученик, некоторые могут практиковаться детьми самостоятельно. Со временем навык внимательного чтения разовьется у детей до автоматизма. И вы вместе удивитесь, насколько легче им станет учиться по всем предметам.

1|| Задавайте вопросы

Во время чтения периодически делайте паузы и задавайте себе вопросы о том, что вы только что прочитали. Если это художественное произведение, то вопросы могут быть примерно такими: что только что произошло, что к этому привело, чьи действия оказались решающими, к каким последствиям это может привести в дальнейшем, как это событие отразится на второстепенных персонажах, был ли другой выбор и почему герой поступил именно так, а не иначе, и так далее. Если это научный текст, паузы, пожалуй, нужно делать еще чаще, чтобы обдумывать прочитанное. Если на какой-то вопрос вы так и не смогли себе ответить, выпишите его. Этот вопрос и нужно задать учителю или родителю, разобраться вместе в том, почему вы не смогли понять текст (возможно, встретилось много неизвестных терминов).

2|| Читайте вслух не только маленьким детям, но и подросткам

Даже подросткам надо читать вслух, не только маленьким детям. Во-первых, вы как ролевая модель демонстрируете правильную интонацию, правильное выражение и произношение. Останавливайтесь во время чтения вслух и задавайте вслух вопросы, акцентируя внимание на тех местах в тексте, которые вызвали у вас эмоциональный отклик или оказались недостаточно ясными. Рассуждайте во время чтения, приводите параллели с другими произведениями и историческими событиями, давая образец того, что текст можно глубже понять, если выйти за его внутреннее пространство. Дискутируйте с ребенком (членами семьи, классом), помогайте ему развивать критическое мышление и умение задавать вопросы.

3|| Слушайте рассуждения детей о прочитанном

Мало поощрять детей задавать вопросы о прочитанном. Вам важно внимательно слушать ход их мыслей, потому что их рассуждения могут подсказать вам, где именно ребенок не так или не совсем так понимает прочитанное, где у него не хватает банальной эрудиции, кругозора, какие вещи он путает. Проблемы с пониманием текста могут изначально расти именно из слабого понятийного и культурного фона. Особенно это касается произведений классической литературы, в которых реальность сильно отличается от реальности современной, и ребенку просто неизвестны вещи, нравы и традиции, бытовавшие в описываемые времена.

4|| Обращайте внимание на структуру текста

Это отличная стратегия для понимания познавательных и учебных текстов (для художественных тоже, но в меньшей мере). Приучайте детей внимательно читать не только заголовки, но и подзаголовки к главам и разделам, подписи к иллюстрациям и фотографиям, изучать приведенные графики и диаграммы, разбираться в легендах карт… Пусть при знакомстве с новым параграфом учебника дети сначала пролистают его полностью, обращая внимание на эти элементы. Таким образом они уже заранее представят о чем пойдет речь, еще даже не начиная знакомство с основным текстом. Если в конце главы или параграфа имеются вопросы, пусть дети прочтут их и при чтении текста уже прицельно ищут ответы на них. Это хорошая практика для опережающего понимания и целенаправленного изучения текста.

-2

5|| Читайте с карандашом в руке

Если вы ничего не имеете против записей на полях книги и подчеркиванием важных мыслей или непонятных слов, то можно делать записи прямо в книге по ходу прочитанного. Однако более действенным будет использование отдельного блокнота для работы с книгой. В блокнот можно выписывать цитаты, делать заметки по сюжету, задавать вопросы, вести словарь неизвестных слов… В книгу можно вклеивать маленькие стикеры-закладки, придумав им цветовую маркировку (например, розовым цветом отмечать все важные моменты, связанные с описанием местности, синим - с описанием характеров героев и т.п.)

6|| Выясняйте происхождение незнакомых слов сразу же

Значение некоторых слов можно понять из контекста, а некоторых - только со словарем. В любом случае, нельзя оставлять непроясненными значения незнакомых слов. Если не получается выявить значение из контекста, предложите детям внимательно посмотреть на его состав. Корень, приставка, суффикс - эти части слова тоже несут информацию. Если ни иллюстративный материал, ни контекст, ни разбор слова по составу ни о чем не говорит детям, то тогда на помощь нужно призвать словарь.

7|| Составляйте интеллект-карты, графические схемы

Составление интеллект-карт или графических схем может существенно улучшить понимание прочитанного и способствовать его запоминанию. Ведь чтобы составить такую карту, нужно определить основные идеи, от которых в дальнейшем будут выстраиваться следующие блоки схемы. Таким образом, осмысление прочитанного идет более глубокое, дети начинают видеть нюансы, на которые не обращали внимание при поверхностном знакомстве с текстом. С 6-7 класса дети могут уже самостоятельно владеть этим инструментом, но научить их можете только вы за совместным чтением какого-либо произведения и совместным составлением интеллект-карт.

8|| Пересказывайте то, что прочитали

Это очень эффективный прием для понимания изученного материала. Чтобы лучше понять и запомнить прочитанное, нужно пересказать его так, словно ты сам учитель и объясняешь что-то человеку, незнакомому с темой. Про учителей даже анекдот на эту тему есть: «Объяснил столько раз, что сам все понял».

-3

9|| Сокращайте смыслы до минимума

В педагогической практике, в том числе и у российских педагогов распространен такой методический прием как синквейн: сокращение прочитанного до минимума по определенным правилам. Синквейн это по сути творческая переработка прочитанного, выжимка смысла, понятная для того, кто составляет синквейн. В сиквейне 5 строк:

  • первая строка - одно слово - объект, оно отражает тему текста (существительное или местоимение),
  • вторая строка - два слова (прилагательные или причастия), они характеризуют объект, уточняют его суть,
  • третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывают типичные действия объекта,
  • четвертая строка - четыре слова, фраза, в которой автор синквейна выражает свое отношение к объекту,
  • пятая строка - одно слово-резюме, итог, вся суть, квинтэссенция.

Примеры синквейнов можно посмотреть в интернете, их много.

***

Все эти стратегии (их перечень, кстати, еще не полный) для развития навыка функционального чтения идеально работают в совокупности. Да, они отнимают время, да, требуют большей вовлеченности со стороны родителя и учителя, но ведь и цель свою с их помощью становится легче достичь.

Жанна Алибулатова