Информация, обёрнутая шлейфом размышлений, как песчинка, обрастающая перламутром, превращается в ценное знание, где оборачивание - защитная реакция моллюска, спасающего себя от раздражителя. И так ли важно для человека, сор каких источников запустил и питает процесс размышлений?
Путь познания непрост, перекрестки трудны, засады коварны. Даже подготовленный и предупреждённый путник, увлекшись идеей, начинает подбирать факты её подтверждающие, игнорируя опровергающие, а недостающее воссоздает из известного ему опыта, пренебрегая принципиально разными условиями его возникновения.
Что же говорить о неискушённых? Они доверчивы и ненасытны, как все неофиты, хотят знать всё ни о чём - здесь и сейчас, небрежно встраивают полученное в привычную модель мира, не гнушаются на пути сорными источниками, в каждом глотке утоления жажды несущими разрушающие сознание нечистоты, ведь "сор" - индоевропейская основа, означающая "навоз, кал". То, что в малых дозах повышает плодородность почвы, легко портит бочку мёда.
Вспомнился мне в этой связи любопытный историк - Пыжиков, по книгам - вдумчивых аналитик, идущий в изучении духовности народа от кропотливой работы с архивными материалами, удививший год назад серией откровенно лубочных научно-популярных видеолекций, среди которых прозвучала и тема "жемчуга".
Так, описывая своё "открытие" скатного (речного) жемчуга лишь при изучении в архивах указов Петра I (что удивительно для историка, ведь добыча жемчуга была важным промыслом!) и отмечая, что термин "скатный" в наименовании речного жемчуга, произошёл от природной "ровности" и округлости, в отличии от морского (хотя в действительности всё обстоит ровно наоборот!) Пыжиков относит добычу речного жемчуга к традиционным женским занятиям. Обосновывает он это способностью женщин, прошедших инициацию - обряд "водоположения" (сам по себе обряд прелюбопытный, но никак не в контексте жемчуга!) с покрытием тела особым составом из: животных жиров, желчи жаб (действительно содержащих мощнейший антисептик), "травки чилибухи" (в упоминаемом Пыжиковым волго-окском бассейне не произрастающей, т.к. в реальности является тропическим деревом, содержащим такие мощные алколоиды, как стрихнин и бруцин) и "водорослей с феромонами" (он называет это "водный псевдогриб"). Именно этих женщин, по его убеждению, звали русалками, а обряд "водоположения" позволял им осуществлять "кожное дыхание", что увеличивало длительность нахождения под водой при нырянии за жемчугом.
Отдельную роль в добыче жемчуга он уделил бобрам, которые, создавая на реках запруды и охраняя их, почти как собаки, от чужаков, благоприятствовали распространению жемчужниц. Подозреваю, что доктор наук мало знаком с лесом и его обитателями. Бобр речной обыкновенный - традиционный русский, а не канадский (завезённый в середине прошлого века для восполнения исчезающей популяции и заместивший почти повсеместно бобра обыкновенного), агрессивен, в отличии от более крупного канадского, только ранней весной во время гона. К тому же запруды, организуемые бобрами, приводят к застою воды и заболачиванию местности, что для размножения жемчужницы фактор негативный.
Не менее, в рассуждениях Пыжикова, удивляет абсолютное незнание местных условий добычи жемчуга. Речная жемчужница помимо чистоты воды, крайне зависима от насыщенности вод кислородом, поэтому обитает в порожистых реках с мощным течением, где добираются до неё двумя способами: собирая моллюсков на отмелях после перекатов и порогов, где вода наиболее насыщена кислородом - ни о каких ныряния речи не шло, если достаточно было длины рук и ног, а при больших глубинах добыча велась с плотов. Человек (обычно всё же бородатый и заросший мужчина, а отнюдь не нагая, поблескивающая жабьей мазью дева-русалка) лежал на плоту, свесив голову и руку с шестом над водой, просматривая дно (иногда через специальное обзорное окошко), обнаружив моллюсков, вылавливал раковины деревянными клещами, прикреплёнными к шесту, иногда использовался просто шест или грузик на верёвке, который ловко опускали в створку раковины, захлопывающейся при прикосновении, и доставали из воды.
Утыкаясь в такие чудовищные заблуждения, неизбежно задумываешься о доверии к остальной опубликованной историком информации, даже если она созвучна душе и легко встраивается в твою модель мiра. Для чего этот популизм, искажение фактов, проверить которые пока ещё легко тем, кто бывает на природе или знаком с историей явлений?
И если Пыжиков востребован интеллектуалам и потому хотя бы в книгах историчен, то больно видеть, сколько "гуру" банальным оболванием вспахивает ниву "недумания".
"Ты то, что ты ешь" не только на уровне материи, чистота восприятия души зависит и от качества духовной пищи. Привычка побираться красиво и удобно упакованными объедками чужих мыслей и образов засоряет душу нечистотами, незаметно для тела и головы. Кажущаяся осознанность поглощения не избавляет от последствий, любой выбор взимает свою плату - Вы и не заметите, как протухнет Ваша "жемчужница"! Чтобы моллюск слой за слоем укутал песчинку перламутром, нужна очень чистая вода, в нечистотах он гибнет. Пару лет назад в Карельской Питкяранте услышала, что спустя столетие к ним вернулась жемчужница.
Есть ли у Вас время на всеядность? А ведь так легко, вкушая пищу, не обкрадывать себя, а обогащать, бусину за бусиной нанизывая жемчужную осознанность на одежды зрелости души.