Найти тему
ДоберMAN

Политический кризис: победа циничного разума

Brexit-хаос, торговая война, шатдаун: две самые старые демократии в мире, Великобритания и США, сейчас представляют собой трагическую картину. Кто на самом деле заинтересован в этой эскалации?

Великобритания может остаться без контроля со стороны ЕС. США только что завершили шатдаун, а Дональд Трамп уже угрожает снова парализовать федеральные власти с середины февраля. Торговая война между США и Китаем только обостряется.

Странные времена. Две старейшие демократии в мире оказались вовлечены во внутренние конфликты. В течение многих десятилетий они считались образцами для подражания для многих стран мира, были политическими моделями и культурным вдохновением.

А что сейчас? Угроза новых границ. Свободная мировая торговля, когда-то продвигаемая англосаксами, попирается все более плотной сетью экономически оправданных карательных тарифов и политически мотивированных санкций. А последствия шатдауна ставят под угрозу экономику и, тем временем, внутреннюю безопасность в США.

То, что происходит сейчас, является победой циничного разума. Политики меньше озабочены долгосрочным благополучием соответствующей нации или мира в целом, чем краткосрочными индивидуальными выгодами на политическом рынке.

Вне партий политическая общественность настолько поляризована, что конструктивный диалог становится все затруднительней. В этой среде каждый политик играет свой акт специально для своей аудитории. Имея три основные цели: привлечь внимание, удовлетворить непосредственные инстинкты аудитории - и обвинить другую сторону в нанесенном ущербе.

Политическая конкуренция ужесточается. Политикам становится все труднее реализовывать конструктивные проекты и, в случае успеха, получить вознаграждение в виде голосов.

Эта модель не зависит от идеологической ориентации. Дональд Трамп инициировал шатдаун, надеясь, что его сторонники будут в восторге от борьбы за строительство стены на южной границе США. Нэнси Пелоси, председатель Демократической палаты, пыталась извлечь выгоду из безвыходного положения.

Все они следуют логике политической гиперконкурентности: публичное растаптывание противников в данных условиях, принесет большую политическую отдачу, чем серьезные усилия по поиску компромиссов.

«Общее благо» - это красивый старомодный термин. Согласно теории, общее благо возникает в результате компромиссов, которые примиряют различные интересы. К сожалению, радикальная непримиримость сейчас выигрывает на политической арене у разумной умеренности.

Мы не имеем дело с правительственными кризисами в англосаксонских странах. Это - представительский кризис. Государственные люди больше не чувствуют себя принадлежащими к классам или среде («рабочие», «простые люди»), которые имеют общие интересы. Общество делится на более мелкие группы, каждая из которых поддерживает свою индивидуальность.

Большие старые партии умели компенсировать конфликтующие интересы - деньгами или законами. Но сейчас речь идет об общественном признании. Если признание имеет значение больше, чем материальные выгоды, то разрушая на данный момент, во всяком случае, можно добиться многих политических успехов.

В то же время происходит то, что хорошо известно по ранним этапам протекционизма: барьеры на пути международной торговли приводят к многочисленным проигравшим, но также и к некоторым победителям.

Дональд Трамп, возможно, исчезнет из Белого дома через два года, и его последователи, возможно, решат восстановить порядок международной торговли. Также будущие британские правительства возможно начнут сближение с ЕС. Но они не смогут легко восстановить состояние лета 2016 года - до референдума по Brexit, до президентских выборов в США.

Тогда отправной точкой станет новый статус-кво, а именно экономика США частично защищенная тарифными барьерами; британская островная экономика, чьи связи с континентом частично прерваны; бюджет ЕС увеличивающийся за счет таможенных поступлений.

Многое может стать дороже в Великобритании после Brexit, но британские мастера должны выиграть, если их более дешевые конкуренты из Польши и других стран покинут остров.

Уже в 2018 году американские производители стали и алюминия стали бенефициарами роста цен в результате таможенных пошлин Трампа. В будущем некоторые производственные мощности, вероятно, будут перемещены обратно в США, что принесет пользу работникам и их профсоюзным представителям (хотя и в меньшей степени, поскольку эти операции будут в высокой степени автоматизированы).

Крах многостороннего торгового порядка создает массу тарифов и санкций - настоящий праздник для юристов, специализирующихся на вопросах торговли.

Каждое новое правило создает победителей и проигравших. И часто победители те, кто лучше политически организован.

Подписывайтесь и ставьте класс!