Если верить одному блокбастеру, то в отсеке управления каждого отечественного космического корабля припрятана бутылка водки. Конечно, это типичная «клюква» - алкоголь на орбите строго воспрещен. Кроме разве что исключительных случаев. Тем не менее, вопреки запретам, спиртное довольно часто оказывалось на борту космических кораблей и станций в качестве приятной контрабанды, а иногда и с разрешения руководства полетом.
Фляга для записей
Истории алкоголя в космосе немало места уделено в книге Георгия Гречко, «Космонавт №34. От лучины до пришельцев». В обычной жизни Гречко не пил крепких напитков, предпочитая вино – и то в символических количествах. Но в космосе коньяк становился необходимостью. Он помогал поддерживать тонус организма, лечиться от простуды, а кроме того – за счет большого содержания дубильных веществ – выступал в качестве стоматологического профилактического средства. Да и был определенный интерес в том, чтобы «протащить» на борт фляжку чего-то запрещенного.
Георгий Гречко, вспоминая о полете на «Салют-6», рассказывает, что одним из самых удобных способов «проноса» был журнал для записей. Плоская фляжка вкладывалась между удаленных страниц, так что внешне секрет был совершенно незаметен. Фокус удавался несколько раз, но однажды, перед посадкой, после проверки документации (в которую входил и бортовой журнал) к космонавтам подошел офицер безопасности и попросил впредь наполнять фляжку под горлышко, чтобы она не булькала при проверке.
Но фляжка или даже пара фляжек коньяка на несколько месяцев полета – это ничтожно мало. По воспоминаниям все того же Гречко коньяк они с напарником принимали из ложки, слизывая «законные» 6-7 грамм в конце рабочего дня. И лишь изредка делали исключения, позволяя себя сразу недельную норму в 50-100 грамм.
Проблема возникла, когда из фляжки была выпита примерно половина спиртного. Оставшаяся жидкость, смешавшись с воздухом, в невесомости вспенилась, и «вытрясти» ее из фляжки просто не получалось. Решение нашли члены следующей долговременной экспедиции – Коваленко и Иванченков – о чем и рассказали товарищам уже на Земле. Один из космонавтов приставлял горлышко фляжки к губам, а второй толкал его навстречу фляжке. Часть коньяка из-за инерции при этом попадала в рот.
С одобрения медиков
Долговременная орбитальная станция «Салют-7» стала первой, принявшей 6 долговременных экипажей, и бывшей населенной за время своей эксплуатации два с половиной года. Некоторые экспедиции провели здесь по 5-7 месяцев – достаточно долго не только в физическом, но и в психологическом плане. Большой проблемой экипажей, которые пребывают в замкнутом пространстве столь продолжительное время, является моральная усталость и возникновение конфликтных ситуаций. Решение проблемы было найдено медиками и воплощено инженерами еще на этапе подготовки полета.
При сборке в элементы обшивки и ниши аппаратуры уложили несколько десятков капсул с 25-летним армянским коньяком. Местонахождение этого стратегического запаса было известна немногим руководителям полета. Как только обстановка на борту становилась критической, и назревал конфликт, ЦУП давал космонавтам задание по профилактике или ремонту определенного блока аппаратуры. В ходе работ обнаруживалась «закладка», которая помогала экипажу бороться со стрессом.
Делалось это, конечно, с разрешения медиков, которые прекрасно понимали, как важна такая «разрядка». Сейчас алкоголь (в основном все тот же коньяк большой выдержки) также входит в рацион долговременных экспедиций. Обычно его упаковывают в банки и тюбики с экзотическими названиями, например, «Элеутерококк-К» или «Кавказский соус». Поэтому если в конце напряженного дня космонавтам от оператора ЦУПа следует рекомендация подкрепиться тем или иным блюдом, к ней следует прислушаться.
Если вам нравятся мои материалы, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Я буду делать для вас еще больше интересных статей.