Жизнь французского художника Люсьена Симона была удивительно ровной, несмотря на вошедшие в нее две мировые войны. Родился он в почтенной парижской семье, глава которой был доктором медицины. В семье никто не увлекался искусством, однако родители не стали препятствовать юноше в его стремлении посвятить себя живописи.
Получив хорошее образование в лицее имени Людовика Великого, выпускниками которого в разные годы были великие писатели и успешные политики, Люсьен продолжил обучение у Жюля Дидье, известного в те годы пейзажиста. Окончательно же посвятить себя живописи Симон решил после военной службы, на которую пошел добровольно.
После армии Люсьен продолжил образование под руководством Адольфа Бугро. За десять лет до нового столетия впервые принял участие в выставке, но успеха не имел. Его работы, написанные во многом под влиянием полотен голландца Ф. Хальса, которым он увлекся в путешествии по Нидерландам, показались публике мрачными и невзрачными. Начинающего мастера это не обескуражило, он продолжил совершенствовать свой дар. Вскоре после поездки с экспедицией брата в Алжир Симон примкнул к обществу искусств, противопоставлявшему себя чопорному академизму Художественного Салона.
В отличие от многих мастеров кисти, Симону повезло в семейной жизни. Он вступил в брак со старшей сестрой своего друга, и Жанна Дошэ стала его верной и надежной спутницей. Она тоже была художницей, хотя и не очень известной. Работы, написанные Люсьеном во время медового месяца, который молодожены провели в Венеции, полны жизни. Серовато-коричневую гамму сменили яркие краски венецианских улиц и каналов.
Вскоре после возвращения во Францию Люсьен открыл для себя Бретань, начав тем самым новый, долгий период в своем творчестве. Пейзажи и жанровые сценки, отражающие нелегкий быт рыбаков, пришлись по вкусу современникам, так что к художнику пришло признание.
Путешествие в Испанию и изучение работ Веласкеса придали полотнам Симона яркости, жизненности, динамичности. В семье появляются дети, и маэстро с удовольствием пишет их портреты и мирные сцены семейной жизни.
Работы этого периода сложно отнести к какому-то определенному жанру. В композиции переплетаются пейзажи и люди, каждый персонаж картин – это фактически мини-портрет, позволяющий понять и узнать человека. Картины Симона чем-то похожи на череду освещенных окон в многоэтажках – заглянув в каждое, можно увидеть кусочек жизни, и придумать собственную историю каждый раз с новыми героями.
В начале ХХ века семья Симон окончательно перебралась в Бретань, купив здание бывшего маяка. Здесь маэстро жил и работал до конца жизни. Это время стало для него наиболее успешным в карьере и творчестве. Мастер получает множество заказов, как от правительства Франции, так и от коллекционеров из разных стран, с ним охотно работают популярные музеи. Признание подчеркивается наградами – в 1900 году это награда Всемирной выставки, 11 лет спустя – орден Почетного легиона. Художник много путешествует, в основном вместе с женой и детьми и, по-прежнему, с удовольствием пишет портреты и жанровые сценки с участием своих близких.
Когда грянула Первая мировая война, Люсьен был уже немолод, так что в отправке на фронт ему отказали. На войну пошел его сын, Поль, который вскоре попал в плен. Судьба была милостива к этой семье – Поль вернулся домой через несколько лет. Чтобы как-то развеять окружающую безысходность, маэстро пишет несколько работ, посвященных праздникам и карнавалам мирных лет, успешно пробует свои силы в качестве иллюстратора. В 1923 году Симон становится профессором Школы искусств, а в 1927 – академиком.
Люсьен Симон – один из немногих, кто был признан великим еще при жизни. В 1933 году все его картины были объявлены достоянием нации. Последней наградой стал Гран-при Всемирной выставки, врученный мастеру в 1937 году. Маэстро пережил Вторую мировую войну, не выезжая из любимого Сан-Марино, и скончался осенью 1945 года.