Найти в Дзене

FN M12a SM: не везет с названием - повезет в бою!

FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Лучшие стратеги 30-х годов готовились ко Второй мировой войне - войне механизированной. Одним из них был и бельгийский министр обороны генерал-лейтенант Анри Денис. Он запустил несколько проектов по перевооружению и механизации армии, в том числе и конкурс на тяжёлый армейский мотоцикл. Требования к машине огневой поддержки, связи и снабжения предъявлялись довольно жёсткие: нести трёх бойцов с полным снаряжением, в том числе и с пулемётом.

Двигатель FN M12a SM
Двигатель FN M12a SM

Тогда бельгийские инженеры компании FN разработали тяжёлый мотоцикл М12 с новым двигателем - двухцилиндровым нижнеклапанным оппозитом рабочим объёмом 992 см³. Мотор развивал умеренную для такого литража мощность – 22 л.с. при 4000 об/мин, зато его степень сжатия (5,0) позволяла использовать бензин любого качества. Большое внимание было уделено защите от воды и грязи: карбюратор Amal и основные элементы электрооборудования были укрыты кожухом, эта машина с лёгкостью преодолевала полуметровый брод.

FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Две выпускные трубы сходились в единый глушитель, расположенный между собственно мотоциклом и боковой коляской (причём труба из левого цилиндра описывала высокую дугу, так что можно было не опасаться наезда ею на пень или валун или застревания в колее, от чего так страдали оппозиты BMW). Дуплексная рама с мощными нижними трубами хорошо защищала силовой агрегат снизу, а с боков его прикрывали развитые дуги.

FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Несмотря на отменные тяговые качества литрового оппозита, бельгийские инженеры ввели в трансмиссию, помимо четырёхступенчатой коробки передач (с ручным переключением и передачей заднего хода), ещё и дополнительную понижающую передачу. Но главным новшеством стал привод на колесо коляски. Такую систему практически одновременно и независимо друг от друга предложили два изобретателя: русский Пётр Можаров и англичанин Генри Боан. Привод на колесо коляски осуществлялся карданным валом и подключался при необходимости в тяжёлых дорожных условиях, что позволяло обходиться без дифференциала.

Привод на колесо коляски FN M12a SM
Привод на колесо коляски FN M12a SM

Дуплексная рама мотоцикла была выполнена из мощных стальных труб, так же как и рама коляски. Коляска подвешивалась к раме через четвертьэллиптические рессоры (боковой прицеп аналогичной конструкции, в соответствии с требованиями военных, использовался и на других бельгийских армейских мотоциклах). Передняя подвеска – распространённого в те годы параллелограммного типа, с центральной пружиной, задняя подвеска – жёсткая. Все три колеса были взаимозаменяемыми, причём при снятии колеса тормозные колодки и ступичные подшипники оставались на месте. Колёса (в том числе и колесо коляски) снабжались барабанными тормозами и шинами с большими грунтозацепами. Четвёртое – запасное – колесо устанавливалось в задней части коляски.

Коляска FN M12a SM
Коляска FN M12a SM

Весной 1937 года состоялись армейские испытания военного варианта FN M12a SM. Машины преодолели 6000 км за шесть суток. Военные контролёры, скрупулезно отмечавшие все замечания, приняли аппарат с оценкой «отлично». Компания получила первый военный заказ, на 750 машин (всего за три года будет выпущено 1180 мотоциклов, 1090 из них поступят в бельгийскую армию). В первую очередь этими аппаратами комплектовались мотоциклетные подразделения Первой кавалерийской дивизии.

FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Позднее начались поставки мотоциклов за рубеж – больше всего машин приобрели Иран (51 аппарат) и Греция (33 штуки). Несколько машин попали в Германию, где подверглись тщательному изучению. Так, в немецкой компании Zundapp использовали некоторые технические решения при проектировании собственного армейского мотоцикла KS750.

FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
FN M12a SM из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

К сожалению, история не повторяется, и во второй раз бельгийцам не удалась героическая военная кампания. Немцы перешли границу страны 10 мая 1940 года, и уже 28 мая Бельгия капитулировала. Практически все мотоциклы FN M12a SM стали трофеями германской армии. Немалая часть этих машин использовалась и на Восточном фронте (в том числе под Сталинградом).

Авто
5,66 млн интересуются