Рост акцизов на табак на 10% в 2019 году приведет к подорожанию сигарет и сокращению их легального производства. Освободившуюся нишу займет более дешевый контрабандный и контрафактный табак, доля которого выросла в восемь раз за четыре года.
С 1 января 2019 года в России выросли акцизы на табачную продукцию, автомобили и топливо. В итоге некоторые производители уже повысили цены на свою продукцию, а другие готовятся сделать это в ближайшее время. Тем более что на цену влияет также и повышение НДС с 18% до 20% в 2019 году.
Дело табак
Больше всего поднялись акцизы на табак. Например, на сигареты ставка налога увеличилась на 10% по сравнению с действовавшей в июле-декабре 2018 года. А если сравнивать с размером акциза, установленного с 1 января 2018-го и действовавшего до 1 июля, то рост составил почти 21%. Акциз на прочую табачную продукцию (сигары, трубочный, жевательный табак и т.д.) тоже с 2019 года вырос примерно на 10%.
Инициатор повышения акцизов — Правительство РФ — уверяет, что таким образом борется с курением: благодаря повышению акциза на сигареты продукция дорожает, и граждане меньше курят. В 2017 году производство табака в стране сократилось на 25,8% по сравнению с 2016-м (до 246 млрд штук, из них 33,7 млрд продано за рубеж, данные Росстата), а доля курильщиков среди взрослого населения — с 32% до 29%. Правда, в январе-ноябре 2018-го российские производители нарастили объемы на 3%, до 241 млрд штук (экспортировано около 26 млрд). Но потребление табака снизилось за год еще на 0,5%, уверяет Минздрав.
Однако независимые эксперты говорят: никакого сокращения потребления нет, просто рынок резко уходит в тень, из-за чего государство теряет налоговые поступления: компания TNS Kantar оценивает бюджетные потери в 2018 году в 50 млрд рублей. В 2019-м потери вырастут, так как увеличится доля нелегального табака, прогнозируют эксперты. Сейчас нелегально произведенная и импортированная продукция составляет 18-20 млрд сигарет в год (данные TNS) из общего объема рынка РФ в 250-260 млрд штук (в деньгах — 1,6 трлн рублей). За 2015-2018 годы нелегальный рынок табака в России вырос в восемь раз, говорят в TNS.
В основном нелегальные сигареты поступают в РФ из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — 37%, по подсчетам аналитического TNS. В частности, каждая четвертая пачка сигарет, проданная по нелегальным каналам, выпущена белорусской государственной Гродненской табачной фабрикой «Неман» (марки NZ, Fest, Credo, Minsk и т.д.).
Две трети нелегального рынка приходится на недорогие марки — по 40-50 рублей. Это ниже минимальной суммы акциза и других налогов, выплачиваемых легальными российскими производителями государству с каждой пачки, сообщили в Japan Tobacco International.
Очередной рост акцизов приведет к дальнейшему сокращению легального и росту нелегального сегментов, прогнозируют в Euromonitor International. Какой будет доля черного рынка табака, эксперты оценить не берутся. По их подсчетам, к 2022 году легальное производство в России уменьшится до 182 млрд штук сигарет в год. Вряд ли население столь же резко (на 25-30%) сократит потребление табака. Значительную долю уходящей с рынка легальной продукции займет нелегальная.
Цены поехали
Налог на автомобили вырос в 2019 году менее значительно, чем на табак, — в среднем лишь на 3%. Но даже небольшой рост стоимости лошадиных сил поднимет цены. На динамику цен автомобилей в 2019 году повлияют и другие факторы: повышение НДС с 18% до 20%, продолжающееся ослабление рубля по отношению к доллару и евро (год назад за $1 давали 56,9 рубля, сейчас — 66,9, за €1 соответственно 67,9 и 77,2 рубля).
Nissan и Mitsubishi уже объявили о повышении цен на все продаваемые в России модели. Например, кроссовер Mitsubishi ASX 2018-го и 2019 модельных годов прибавил в цене 20-28 тыс. рублей. Кроссоверы 2018 года теперь стоят 1,17-1,61 млн рублей, а 2019-го — 1,19-1,63 млн. Внедорожник Mitsubishi Outlander, один из самых продаваемых в России, вырос в цене на 30-42 тыс. рублей и теперь стоит 1,69-2,46 млн рублей.
У Nissan седан Almera и два кроссовера — Qashqai и X-Trail — подорожали на 11-85 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Так, седан Nissan Almera с января 2019 года стоит дороже на 11-14 тыс. рублей и доступен за 688-869 тыс. рублей. А Nissan Qashqai подорожал на 22-32 тыс. рублей и продается за 1,29-1,9 млн рублей.
Дилеры сообщают, что в среднем автомобили разных производителей в салонах с 1 января 2019 года подорожали на 5%, и рост цен не остановится, говорят они. В ГК «Фаворит Моторс» поясняют: предсказать динамику курса валют предсказать невозможно; если доллар и евро продолжат рост, автомобили будут дорожать.
Массовое повышение цен на легковые автомобили началось еще в сентябре 2018-го — оно было вызвано увеличением спроса на машины: всего за год было продано 1,7 млн авто на 2,38 трлн рублей (предварительная оценка «Автостата») против 1,6 млн штук и 2 трлн рублей в 2017-м. Средняя цена автомобиля в 2018 году составила 1,44-1,45 млн рублей, а в 2017-м — 1,33 млн. Автопроизводители и дилеры не раз заявляли, что с 2019 года цены резко пойдут вверх из-за ослабления рубля и роста НДС, и россияне спешили приобрести машины до повышения.
В результате выросший спрос спровоцировал повышение цен на 10%. В первом квартале 2019-го эксперты Ассоциации европейского бизнеса ожидают падения спроса на 10-15%, так что цены пока замедлят рост.
Читайте больше интересных новостей на нашем сайте https://metagazeta.ru/ и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!