14 января состоялась долгожданная премьера третьего сезона культового сериала “Настоящий детектив”. Кинокритик Properm уже посмотрел первые несколько серий и рассказывает, каким получился главный драматический сериал этого месяца.
Спойлеры: нет | Рейтинг: стоит смотреть
В одну реку дважды не зайдёшь, но похоже сценариста и шоураннера “Настоящего детектива” Ника Пиццолатто это мало заботит. Иначе как объяснить, что после экспериментального и максимально не похожего на экзистенциальные похождения Раста Коула (прорывная во всех смыслах роль Мэттью МакКонахи) и Марти Харта (одна из лучших ролей в карьере Вуди Харрельсона) второго сезона автор вновь возвращает нас в бескрайнюю одноэтажную Америку и оставляет там наедине с загадочным похищением двух детей, ритуальным убийством одного из них и отнюдь не радужной историей двух напарников. Ну, на самом деле только одного из напарников, если быть совсем точным.
Обладатель Оскара за драму “Лунный свет” Махершала Али в этой истории играет детектива Уэйна Хейза, который после участия во вьетнамской войне никак не может привыкнуть к гражданской жизни. Как и его напарник Роланд Уэст, который также прошёл Вьетнам, но существует в сериале скорее не как полноценный персонаж, а как функция. На фоне оптимистичного Уэста Хейза выглядит и умнее, и не настолько депрессивнее. Да и в целом, для звезды первого “Блэйда” Стивена Дорффа эта роль вообще настоящий подарок и возможность вдохнуть новую жизнь в собственную карьеру.
Первый сезон вышел в 2014 году, когда сериалов подобных “Настоящему детективу” по глубине проработки персонажей, символичности сюжета и визуально-музыкальному ряду попросту не было. Разумеется, где-то на Netflix вовсю гремел “Карточный домик”, но такого чтобы актёры первой величины играли в сериале, да ещё и который имеет всего 8 серий, до этого не было. Стоит ли говорить, что финальный эпизод первого сезона в первые часы премьеры из-за наплыва зрителей намертво повесил сервера HBO. Далее последовал второй сезон, где при схожей формуле успеха в виде известных актёров, драматизма и безупречного аудиовизуального ряда Пиццолатто однако пошёл на некоторые эксперименты. Например, почти избавился от всякой эзотерики и расширил количество основных героев до четырёх, одним из которых была сильная женщина, как того требовали феминистки и время. Но несмотря на стильный и многослойный финал, история персонажей из городка Винчи оказалась более депрессивной и безвыходной, чем у героев из первого сезона. Поэтому зрители и критики оказались холодны к нему. Но даже тогда у “Настоящего детектива” была фора, потому что ещё не было финчеровского “Охотника за разумом”, “Американской истории преступлений” или соседствующего по каналу “Мира Дикого Запада”.
И теперь, после того, как стиминговые сервисы доказали, что имеют не только бюджеты, чтобы приглашать больших голливудских звёзд, но и способность создавать большие и интересные истории, Пиццолатто возвращается с тем же “Настоящим детективом”, который зрители полюбили ещё в 2014 году. Тут и количество героев уменьшено по сути до одного, и мистика на месте, и исчезновение детей, и педофильский заговор, уходящий корнями в Вашингтон, словом всё, что способно наполнить историю смыслами. И это работает. Смотреть за работой детективов интересно. В особенности, когда Уэст рассказывает о том, что Хейз служил в особом отряде следопытом, и тот пускается на поиски детей в одиночку, разглядывает следы от колёс и всматривается в лес.
Однако внимательный зритель с самых первых минут заметит одну странность. Автор как будто бы пытается во всём угодить поклонникам и тем, кто пришёл посмотреть сериал по рекомендации. Здесь больше не осталось места экспериментам, как во втором сезоне. Даже на первый взгляд удачная находка с тремя временными линиями (исчезновение в 1980-м, возвращение к расследованию в 1990-м и съёмки документального фильма об исчезновении в 2015-м) напоминает тот же приём из первого сезона. Сам Пиццолатто объясняет это тем, что хотел дать зрителю возможность предугадывать события, но по правде говоря ничего, кроме банальной тоски и спойлеров о расследуемом деле пока что эти перемещения во времени не приносят. Наблюдая за пожилым Хейзом становится сразу ясно к чему привело его расследование в прошлом, поэтому единственное, что может быть интересно - это его разговоры с документалистами, которые снимают фильм о тех событиях и судя по всему обладают новыми данными. Хотя возможно кому-то понравится, как Пиццолатто создаёт саспенс из известных событий, наделяя старую версию главного героя болезнью Альцгеймера и проблемами с памятью.
Но даже при всём при этом наблюдать за расследованием интересно. Сам процесс показан весьма детально: поисковые группы ищут детей, полицейские опрашивают соседей, а символичная кровавая Луна наблюдает за тем, как напарники выслеживают подозреваемых. В третьем сезоне увы нет такой мощной экранной химии, которая была между Коулом и Хартом, да и разговоры у напарников попроще: про Вьетнам, участие крыс в уничтожении человечества, расизм и время. Хочется верить, что дальше будет больше. Второй сезон тоже начинался не спеша и сквозь непробиваемую любовь к фатализму Коула и блаженной глупости Харта ближе к финалу влюблял в себя всё больше.
Третий сезон не пытается искать новых слагаемых успеха или проводить радикальных экспериментов. Вместо этого создатели концентрируются на одном герое, которого окружают коррумпированные политики, мир, приходящий в себя после войны, глуповатый, но верный напарник и любимая женщина, которая никак не может быть по-настоящему с ним рядом, потому что теперь вся его жизнь - это расследование, затянувшееся на 35 лет и (в 2015-м) хоть как-то способное поддерживать в нём жизнь.
Поэтому даже этого всего на данный момент хватает, чтобы считать “Настоящий детектив” лучшим драматическим сериалом этого сезона.