Райффайзенбанк построил модель, предсказывающую решения ЦБ по ставке. Решения регулятора по ставке иногда становятся неожиданностью, поскольку участники рынка обращают внимание на тональность комментариев ЦБ, а не на факторы, на которые ориентируется Банк России. При этом неизвестно, какие факторы являются наиболее значимыми для ЦБ, пишут аналитики банка Денис Порывай и Константин Бальхаев.
Порывай пришел к выводу, что почти все изменения ставки объясняются тремя причинами – динамикой инфляции, волатильностью курса по отношению к доллару и дифференциалом рублевой и долларовой ставок. Главные факторы, на которые опирается регулятор – инфляция и волатильность.
При этом в некоторые периоды ЦБ следит не за фактической инфляцией, а за инфляционными ожиданиями. Этим объясняется расхождение прогнозов и фактических решений регулятора. Например, в декабре 2014 ЦБ повысил ставку до 17%, в то время как по модели Райффайзенбанка предполагалось, что ставка повысится до 14,5%.
В 2018 году МВФ назвал российский Центральный банк самым непредсказуемым среди мировых регуляторов. По статистике за 2010-2018 годы, 27% решений ЦБ были неожиданными для рынка. ФРС США за тот же период не приняла ни одного неожиданного решения.