Русские мастера превзошли своих византийских учителей!
Традиционным русским доспехом считается кольчуга. Также довольно часто витязей прошлого изображают в сверкающих нагрудниках - зерцалах. При этом самым интересным вариантом защитного снаряжения, использовавшегося на Руси, смело можно считать клепанопришивную чешую.
Разновидностей чешуйчатых доспехов в истории человечества было немало. Русские оружейники создали свой собственный вариант в XIII веке, позаимствовав основу у Византии. В результате получился уникальный доспех, способный составить полноценную конкуренцию рыцарским латам Западной Европы. Интрига состоит в том, что ни одного полного экземпляра русской чешуи, сохранившегося в хорошем состоянии, не дошло до нашего времени. А потому информацию о ней приходится собирать буквально по крупицам.
Наследство империи
Сам принцип доспеха, состоящего из небольших пластинок, закрепленных внахлест, появился еще в Античности. Различные варианты использовались в разных регионах Азии и Европы. Хорошо известны экземпляры, найденные в скифских курганах. А под названием «лорика скамата» чешуйчатые доспехи использовались в римской армии. Именно их и можно считать прадедушками русской чешуи.
В Средние века в варварских королевствах, возникших на руинах Западной Римской империи, искусство оружейников быстро деградировало. А вот на Востоке, где Византия смогла устоять и даже сохранить былое величие, чешуйчатый доспех продолжал существовать и развиваться. Здесь-то его и подсмотрели восточные славяне, которые сначала были одними из опасных врагов Византии, а после принятия православия стали считать ее своей духовной родиной.
Первые русские изображения чешуйчатых доспехов можно встретить уже в XI веке. Но на тот момент это было в большей степени копирование византийских икон. Реальность при этом тесно переплеталась с фантазиями иконописцев (которые далеко не всегда разбирались в доспехах). Материальные экземпляры чешуйчатых доспехов если и встречались в это время на Руси, то, скорее всего, привозились из Константинополя, а не изготавливались на месте. Но время шло, и русские мастера не только освоили импортную технологию, но и смогли ее творчески развить. К ХIII веку сформировался особый тип чешуи - клепано-пришивная. Правда, наши предки не считали ее чем-то особенным и называли так же, как и обычные пластинчатые доспехи, - «броня дощатая».
«Черепица» для богатыря
Традиционный вид чешуи, которая использовалась византийцами, делался из треугольных или закругленных внизу пластинок, которые пришивались за верхний край к матерчатой или кожаной основе. Перекрывая друг друга по принципу черепицы, пластинки давали фактически двойную защиту. Но при этом доспех имел существенный недостаток - при активных движениях чешуйки топорщились и приподнимались. Так что при ударе снизу наконечник или клинок мог попасть в образующиеся щели. Для всадника такая опасность была особенно актуальна.
Русская чешуя была сделана так, чтобы защита была максимальной, а риск - минимальным. Пластинки, как правило, были прямоугольными, размером 6x4 сантиметра. Хотя встречаются и фрагменты с квадратными - 6x6 сантиметров. Практически не встречаются русские варианты с «византийской» треугольной чешуей. Закругление внизу тоже было редкостью - только чуть срезали углы.
По верхнему краю пробивалось 5-6 отверстий, за которые металл пришивался к основе. Пластинки при этом укладывались так, чтобы каждая примерно на сантиметр перекрывала две соседние - расположенные внизу и слева. По центру каждая чешуйка крепилась одной или двумя заклепками. В результате получалась довольно жесткая конструкция, в которой не образовывались щели. Правда, за это приходилось платить гибкостью и подвижностью. Но зато воин в чешуйчатой броне мог чувствовать себя в безопасности посреди любой сечи.
Дополнительную надежность придавало то, что пластинки были не плоскими, а слегка выпуклыми. Это поглощало силу удара. Защита рук, бедер и ног обеспечивалась отдельными элементами. Это были так называемые шинные поножи и наручи, изготовленные из толстой кожи, с нашитыми вдоль полосами металла.
В среднем чешуйчатый доспех весил меньше кольчуги - около 6-8 килограммов. Но при этом надо учитывать, что он закрывал меньшую площадь тела и серьезно ограничивал свободу движений. Что было проще в изготовлении - вопрос дискуссионный. Технология плетения кольчуг была отработана веками. Для чешуи же требовалось выковать несколько сотен пластинок строго заданного размера. Процесс приклепывания их к основе тоже был весьма трудоемким. Тем не менее знатные русские воины XIII-XIV веков часто предпочитали чешую другим доспехам. Нередко ее надевали и поверх кольчуги.
Привет от князя Довмонта
Самый известный дошедший до нас пример русской чешуи - это так называемый доспех князя Довмонта, найденный в Пскове в 1960 году. 120 пластинок и большая бляха, очевидно, предназначенная для защиты солнечного сплетения, лежали вместе, однако от основы, конечно, ничего не осталось. Увы, полноценной реконструкции этого доспеха так и не было произведено - сотрудники музея лишь примерно разложили чешуйки «по местам». Но как на самом деле выглядела «чешуя Довмонта», мы не узнаем уже никогда. Тем более что впоследствии комплект был разделен - 46 пластин отдали в Эрмитаж, остальные оставили в Пскове. Псковская часть была серьезно повреждена в запасниках и фактически утрачена.
В начале 1960-х был найден фрагмент чешуйчатой брони в Новгороде. Это тот редкий случай, когда можно практически точно определить, кому принадлежал доспех. Ведь 46 пластин были найдены при раскопках усадьбы известного исторического персонажа - посадника Онцифора Лукинича. Это видный деятель новгородской политики XIV века. Ему довелось побыть и полководцем, и вождем городского восстания, и реформатором системы выборов... Естественно, он был богат и мог себе позволить самый модный в то время доспех. Собранная из изящных пластинок чешуя, очевидно, была гордостью его арсенала.
Примечательно, что толщина пластинок в броне Онцифора Лукинича всего лишь около миллиметра. Очевидно, закаленный металл, уложенный внахлест, уже мог обеспечить достаточную защиту.
Расцвет чешуйчатых доспехов пришелся на тяжелое время русской истории. Именно в чешуе наши воины сражались против монголов на Куликовом поле и против тевтонских рыцарей на Чудском озере. К XV веку на смену пришли заимствованные с Востока варианты комбинированных кольчужно-пластинчатых доспехов -бахтерцы, юшманы и т. д. Тем не менее чешуя оставалась традиционным русским доспехом вплоть до XVI века.
Взгляд со стороны
Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дважды посещавший Русь в начале XVI века, в своих «Записках о Московии» так описывал типичное снаряжение русских воинов:
«Обыкновенное их оружие - лук, стрелы, топор, копье и палка наподобие римского цеста (coestus), которая по-русски называется кистень (kesteni), а по-польски - бассалык (bassalick)... Саблю употребляют те, кто познатнее и побогаче... Некоторые из более знатных носят панцирь, латы, сделанные искусно, как будто из чешуи, и наручи; весьма у немногих есть шлем, заостренный кверху наподобие пирамиды. Некоторые носят шелковое платье, подбитое войлоком, для защиты от всяких ударов (оно может задержать обычную стрелу)».
© Виктор Банев