Найти в Дзене
Иду за солнцем...

Красный бумажник – что это было

"Красный бумажник" – ныне почивший завод по переработке макулатуры и изготовлению картона и бумаги. Известно также, что здесь выпускались фотоальбомы с обложкой из серого картона. Расположен в одноименном селе на реке Миус, в 3км на запад (по прямой линии) от поселка Матвеев курган (районный центр Ростовской области). Корпуса стоят на склонах холмов Миусской долины, строго подчиненные рельефу, из чего следует предположить, что и сама местность непосредственно участвовала в процессе переработки – сточные воды сами стекали, а шлаки из котельной сыпались вниз, к выводным коммуникационным ходам, и далее вывозились с территории.

Руины "Красного бумажника" у одноименного поселка
Руины "Красного бумажника" у одноименного поселка
Первые руины на пути
Первые руины на пути
Фрагмент заводской котельной
Фрагмент заводской котельной

Если внимательно присмотреться к расположенным на склонах остаткам строений, то можно насчитать 8 уровней, между которыми видны остатки технологических ходов и комнаты-печи. Здесь же есть и проходы для людей, с признаками былой цивилизации в виде остатков проводки и крючков для лампочек. В южной части заводской территории возвышается хорошо сохранившая электростанция. Крыши у нее конечно нет, но стены сохранились довольно хорошо и, несмотря на множество проломов, трещинами не покрылись.

Труба, котельная, и корпус ниже по склону
Труба, котельная, и корпус ниже по склону
Подпорная стенка из кирпича
Подпорная стенка из кирпича
Бывшая электростанция
Бывшая электростанция
Проход из электростанции в другие корпуса
Проход из электростанции в другие корпуса

Завод закрыт ориентировочно в 80-х годах ХХ века. Заводские корпуса пребывают в руинах, коммуникации отсутствуют. Из частично сохранившегося: стены корпуса упомянутой заводской электростанции, труба котельной и подземный тоннель, через который вывозили угольный шлак (заканчивается тупиком, выходит к асфальтовой дороге у реки). На трубе сохранилась надпись «1944», выполненная из стальных полосок. Весной 2011 года труба рухнула, подмытая дождевой водой.

Труба завода
Труба завода
Надпись на вершине трубы
Надпись на вершине трубы
Так труба выглядит внутри
Так труба выглядит внутри
Тоннель в котельную
Тоннель в котельную
Тоннель для уборки шлака
Тоннель для уборки шлака

Прочее разрушено и представляет собой «собрание» фрагментов стен из старинного кирпича и ракушечника. Вероятно, сохранились сточные коммуникации – берег реки осмотреть не удалось.

Стены из ракушечника
Стены из ракушечника
Кирпичная стена у дороги
Кирпичная стена у дороги

Неизвестно, был ли в 1944 году завод построен с нуля, или же был восстанавливался с этого года, после освобождения этих территорий от немцев. Однако архитектура сохранившихся фрагментов строений и «непромышленный вид» строительного материала, позволяют предположить именно такую версию – довоенную постройку и послевоенное восстановление из руин.

На сайте «Энциклопедии узкоколейных ж/д…» упоминается следующее:

Заводская УЖД (узкоколейная железная дорога). Неэлектрифицированная. Максимальная длина 8 км. Перешита и разобрана. Узкоколейка соединяла бумажную фабрику "Красный Бумажник" в Шапошникове и перевалочную базу в п. Матвеев Курган. На перегрузе был разъезд для перегона локомотива в другой конец поезда. На перегруз привозили макулатуру и уголь. Разобрана после 1996 г. Возле перегруза по насыпи идет грунтовая дорога, видны шпалы. Мост через реку разобран, остались опоры. Все рельсы, локомотив и вагоны сданы в металлолом. На бумажной фабрике "Красный бумажник" было три мотовоза: один "Онежец" и два ДМ-54 (?), один ТУ-7 и около 20 платформ.

Мотовоз "Онежец" фото из сети
Мотовоз "Онежец" фото из сети
Мотовоз ДМ-54, фото из книги
Мотовоз ДМ-54, фото из книги
Карта Генерального штаба. Сегмент L-37-18, по сост. на 1983 г. – узкоколейка показана как действующая (выделена красным).
Карта Генерального штаба. Сегмент L-37-18, по сост. на 1983 г. – узкоколейка показана как действующая (выделена красным).

Мною замечены:

– насыпь вдоль существующего ж/д полотна, и идущая параллельно ей проселочная дорога (упоминается на сайте Энциклопедия УЖД);

– остатки деревянных шпал на упомянутой проселочной дороге, что соединяет окраинные (западные) улица села Матвеев курган со старицей реки Миус;

– фрагменты деревянных опор моста в старице реки, почти сгнившие.

Здесь проходила заводская узкоколейка
Здесь проходила заводская узкоколейка
Остатки насыпи от УЖД
Остатки насыпи от УЖД

К сожалению о заводе не сохранилось никаких документальных данных, кроме разрозненных обрывков информации в глобальной сети Интернет, и остается только предположить, каким же гигантом промышленности той далекой эпохи он был, раз ему отвели такое «персональное» место, тщательно продумали его устройство и взаимодействие с окружающей средой, подвели отдельную (пусть и узкоколейную) ветку железной дороги, и основали целый поселок на живописном берегу реки Миус – Красный бумажник, где видимо жили рабочие этого завода.

Поселок Красный бумажник под Миусскими холмами
Поселок Красный бумажник под Миусскими холмами
Прибрежная улица поселка (находящаяся при береге реки). А называется она Набережная
Прибрежная улица поселка (находящаяся при береге реки). А называется она Набережная
Панорама на поселок с холма
Панорама на поселок с холма