У нас спросили, как организовать игровое пространство для нескольких детей:
— У меня двое детей 2 и 3,5 лет. Скоро ждём третьего. Сколько игрушек должно быть выставлено на полках у малышей их возраста, как часто их необходимо менять и выставлять другие? Нужно ли советоваться с детьми, что мы будем выставлять, а что уберём? Как малыш привыкает, что у предмета есть своё место, если материалы постоянно обновляются?
На вопрос отвечает Вера Могилёва, Монтессори-педагог (АМИ 0–3, 3–6):
При организации общего игрового пространства в домашних условиях для нескольких детей важен ряд моментов:
- Возраст.
У ваших малышей небольшая разница в возрасте, поэтому многие материалы будут интересны обоим детям. Для 2–3 лет можно использовать 3–4-ярусный стеллаж, на котором вначале на каждой полке размещается по одной игрушке. Далее вы наблюдаете, способны ли дети такое количество предметов убрать самостоятельно на место. Для этого оговаривается правило: «Поиграл — вернул на место». Если оно соблюдается, то количество игрушек можно постепенно увеличить до 2–3 на полке. Пример организации игрушек на фото.
Рабочая (игровая) зона в комнате двух сестёр 1,5 и 3 лет. Обратите внимание, что у каждой сестры свой столик: это их личное пространство, за которым они могут не только играть, но и лепить, рисовать.
- Общность вещей.
Указанное выше правило может работать и снизит конфликтность между детьми при условии, что стоящие на стеллаже материалы находятся в общем пользовании малышей. Тогда действует и второе правило: «Кто первый взял» — тот, кто первым взял игрушку, занимается с ней столько времени, сколько считает нужным. Если вещь вернулась на полку, то её может взять другой ребёнок или дети играют совместно по договорённости. Если материалы одного из детей (чаще старшего) попали в общее пользование, то малыш может протестовать, в чём он абсолютно прав. Для личных вещей у каждого должен быть свой отдельный ящичек. Своими игрушками распоряжается каждый из детей самостоятельно: он волен давать их другому или отказать в этом брату или сестре.
- Смена и состав игрушек зависят от интереса.
Для этого родителям стоит понаблюдать за игрой малышей. Если вы видите, что к каким-то материалам у них пропал интерес, предметы можно заменить на другие. Правила смены можно обговорить с сиблингами. Обычно к такой договорённости дети готовы после 3 лет. Они привыкают к смене игрушек и будут сами просить заменить то, что им уже неинтересно, на что-то новое. Важно, чтобы это не превратилось в подмену интереса к процессу занятий с материалом на желание получить что-то новенькое, когда дети не занимаются с игрушками, а просто увлечены ожиданием нового. Отсюда вытекает следующее условие.
- Материалы меняются не чаще одного раза в 1–2 недели.
Обычно заменяется не больше 1/3 состава выставленного материала — 2–3 предмета. Перестановка на полках не должна быть кардинальной, иначе правило «У каждого материала своё место» не будет работать. Свободная ориентировка в вещах должна сохраняться у детей. По мере взросления сиблингов и роста у них концентрации (время непрерывной игры будет увеличиваться) число игрушек на полках будет возрастать. Но индикатором по-прежнему будет служить возможность малышей самостоятельно следить за своей комнатой.
Пример полки для малыша младенческого возраста
- Для детей до 14 месяцев требуется отдельная двухъярусная полочка, на которой будет выставлено небольшое количество материала.
Первоначально 1–2 подноса и/или корзинки. Материал для младенцев существенно отличается от игрушек старших детей, но это не значит, что он не вызовет у них интереса. Общность данных вещей также следует определить заранее.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте 6 полезных и занимательных объектов для детской своими руками