Найти тему
Почему? Потому что!

Как продавали время? Необычный бизнес семьи Бельвиль.

Оглавление

Народную мудрость о том, что «на деньги времени не купишь» записал в свое время еще В. И. Даль. Но, видимо, лондонский клерк Джон Генри Бельвиль не читал трудов великого русского филолога, а потому ему удалось построить неплохой бизнес на продаже именно времени. Предложение на тот момент было настолько оригинальным и актуальным, что смогло приносить неплохую регулярную прибыль и его вдове, а позже – дочери.

Необычный бизнес Джона Генри

Кем доподлинно был Джон Генри – неизвестно, но изначально в нужде он не прозябал. Иначе не нашел бы денег на покупку именного хронографа от известного английского часовщика Джона Арнольда. Известно, что часы за номером 485/786 предназначались члену королевской семьи Августу Фредерику герцогу Сассекскому. Но так как последний был далеко от политики и все больше увлекался просветительской деятельностью и благотворительностью, то свои часы в золотом корпусе пожертвовал на эти дела. Так один из точнейших на то время хронографов оказался в руках предприимчивого Джона Генри.

Господин Бельвиль решил построить свой бизнес именно на точности приобретенных им часов, ведь подавляющее большинство лондонцев подобным аксессуаром не обладали. А чтобы не лишиться источника заработка он обратился к часовщику, который изготовил хронографу более скромный и малопривлекательный для воров серебряный корпус.

Гринвичская обсерватория. Основана в далеком 1675 году королем Карлом II.
Гринвичская обсерватория. Основана в далеком 1675 году королем Карлом II.

Доподлинно неизвестно, когда Генри приступил к осуществлению своего плана, но к 1836 году у него было более двух сотен постоянных клиентов. Каждое утро он отправлялся к Гринвичской обсерватории и устанавливал свой хронометр по тамошним часам. А потом обходил своих клиентов, которые выставляли свои карманные и домашние часы по часам Джона. Информация о том, какова была такса, до нас не сохранилась. Но видимо, заработок был совсем неплох, раз жена Бельвиля – Мария Элизабет, - овдовев в 1856 году, продолжила его бизнес.

Каждое утро у Джона, а потом и его жены начиналось с визита к Гринвичским часам.
Каждое утро у Джона, а потом и его жены начиналось с визита к Гринвичским часам.

Телеграф, радио и конец бизнеса

Мария Элизабет отличалась крепким здоровьем, и успешно «продавала время» вплоть до самой смерти в 80-летнем возрасте. Так в 1892 году дело перешло к дочери Рут Бельвиль, которая в ту пору сама была уже далеко немолода. Количество клиентов, нуждавшихся в точном времени, значительно выросло. Как и точность инструментов, используемых рут. теперь она могла отправляться к Гринвичской обсерватории лишь раз в неделю – утром в понедельник. Недельная погрешность хронографа не превышала 10 секунд.

Рут Бельвиль собственной персоной. Бодрая старушка даже в 86 лет совершала ежедневный путь в 12 миль, чтобы обойти всех своих клиентов.
Рут Бельвиль собственной персоной. Бодрая старушка даже в 86 лет совершала ежедневный путь в 12 миль, чтобы обойти всех своих клиентов.

В начале XX века у рут появился серьезный конкурент – Джон Винн, который рассылал информацию о точном времени при помощи телеграфа. Правда содержать в офисе, а таем более дома, дорогую телеграфную станцию мог позволить себе далеко не каждый. Поэтому количество клиентов Рут Бельвиль практически не уменьшалось вплоть до 1926 года.

Когда радиостанция BBC начала передавать сигналы точного времени, «временной» бизнес серьезно забуксовал. Тем не менее, часть клиентов продолжала пользоваться услугами Рут, так как они стали своеобразной традицией, передавшейся еще от родителей. Госпожа Бельвиль оставила бизнес лишь в 1940 году – с началом Второй мировой войны – и благополучно и в достатке прожила еще три года.