Бесконечность определённого количества есть его отрицательное потустороннее, которое оно имеет в самом себе. Бесконечное определённое количество как единство обоих моментов – количественной и качественной определенностей – есть отношение.
Отношение вообще есть:
ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ
При прямом отношении одно определённое количество определяется через другое определённое количество. Их граница – показатель отношения, он сам есть определённое количество. Показатель есть различие между единицей и численностью. В отдельности они сами не полные определённые количества, так как зависят друг от друга. Это их качественная связь. В прямом отношении качественное ещё не выходит наружу как само по себе, оно пока положено через определённое количество.
Пример:
Возьмём дробь 3/4. 4 здесь является единицей, 3 является численностью (показывает, сколько "четвертей"). Дробь 3/4 можно записать в форме единства единицы и численности – 0,75.
НЕПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ
Обратное отношение есть снятое прямое отношение, в нём показатель есть единство единицы и численности (см. пример). В обратном отношении изменение единицы и численности остаётся внутри отношения. Каждая сторона отношения (численность и единица) определяет всю величину в целом, в то же время они есть лишь момент отношения.
СТЕПЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ
В степенном отношении единица, которая в самом себе есть численность, есть в то же время численность по отношению к себе как единице. Множество единиц, каждая из которых есть само это множество, есть степень. Определённое количество положено в степени как возвратившееся в само себя, оно непосредственно есть оно само, а также своё инобытие. Показатель в степенном отношении уже не есть определённое количество (как в прямом, так и в обратном отношении) – здесь он имеет чисто качественную природу, он есть простая определённость, в которой численность есть сама же единица и определённое количество тождественно в своём инобытии с самим собой. Таким образом, степенное отношение есть простое самопродуцирование определённого количества.
Степенное соотношение определённого количества с самим собой есть качество определённого количества. Сначала количество выступает как нечто, противостоящее качеству. Но само количество есть некоторое качество, соотносящееся с собой как определённость вообще. Далее, качество явило себя переходящим в количество, а количество наоборот, есть возвратившееся само в себя качество. Таким образом, качество есть количество, а количество есть качество. В тотальности они переходят одно в другое и обратно. Их взаимный двойной переход – суть всего диалектического научного метода.
Определённое количество больше не есть безразличное или внешнее определение, оно теперь и есть качество (то, благодаря чему нечто есть то, что оно есть) – эта истина определённого количества есть мера.