Кузьма Сергеевич Петров-Водкин один из моих любимых художников. В советское время он считался певцом революции и его картины помещали в качестве иллюстраций в школьные учебники. Картину «Купание красного коня» тогда знал самый последний школьный хулиган. Когда я увидел эту картину в Третьяковской галерее, то поразился размерам, полотно занимало всю стену.
Во всех картинах художника чувствуется радостная иномирность иконы. Именно поэтому даже смерть комиссара не выглядит безвозвратной гибелью – это радостное успение человека погибшего за свою веру и свою страну.
Художник на самом деле совсем не так прост и его внутренний мир намного сложнее, чем нам рассказывали когда-то в школе:
Особое место в творчестве художника занимает это небольшое полотно:
Идет 1923 год, совсем недавно закончилась гражданская война, в стране голод, разруха. Изображённые на картине маленький Иисус и Богоматерь выглядят так, как будто каждый год войны и революции прошли вместе с народом: скитались босыми по бесконечным дорогам России, просили подаяние на холодных станциях, лежали сражённые тифом в тифозных бараках… Все самые страшные годы народных страданий они были здесь в России. На Богоматери скромная монашеская одежда и суровое скорбное лицо. Младенец полон печали.
Тема Богоматери и младенца хорошо заметна в одной из самых известных картин художника "1918 год в Петрограде":
Приглушенные краски, иконописный образ матери с младенцем на фоне холодного революционного Петрограда.
А вот такой портрет В.И. Ленина в школе нам не показывали. Очень уж какой-то потерянный вид у вождя мирового пролетариата:
Чем сложнее внутренний мир художника, тем интересней его картины. Лично я думаю так.
Фото картин с https://gallerix.ru/