Одна из самых значимых фигур экспрессионизма – Эгон Шиле. Австрийский художник, рожденный в 1890 году, произвел настоящий фурор в западном авангардизме.
Важнейшей темой Эгона Шиле была репрезентация человеческого тела, пересмотр европейской традиции, смена парадигмы с «тело как объект», как то, чем должны восхищаться, на «тело как субъект», то, что достойно априори. Что такое тело и какова связь образа и модели? Эти вопросы австрийский художник исследовал на протяжении всего своего творчества.
Шиле восхищался другим известным австрийским авангардистом Густавом Климтом, которому поначалу даже пытался подражать, откровенно копируя его работы. Симпатия эта оказалась взаимной: увидев картины Шиле, Климт отметил, что «В них есть талант. Даже слишком много». Купив несколько его работ, он стал покровителем и наставником молодого художника. Благодаря такому именитому учителю, работы Шиле стали выставляться вместе с полотнами Ван Гога и Мунка.
Поражает количество автопортретов, созданных Эгоном Шиле – это самое большое в истории искусства их количество, приходящееся на одного художника. Портреты его выглядят отчасти пугающе, Шиле изучает тело, как отдельно существующий субъект, пытается осознать его. В погоне за его анализом, он создает автопортреты, на которых представляет сразу несколько своих персоналий, и каждая из них - Шиле.
Интересно, что практически на всех автопортретах художник делает акцент на кистях рук, которые, как правило, образуют его фирменный жест. Жест этот натянут, он почти судорожный. Многие исследователи отмечают очевидное сходство с движеньем кистей рук психически нездоровых людей.
Увлеченность человеческим телом, его «линией», его надрывом красной нитью проходит сквозь все творчество австрийца: в голых, ломких ветвях деревьев виднеется сходство с длинными, истощенными пальцами. Вообще, изломанная линия - узнаваемый паттерн художника. Ткани, городские крыши, водные блики - всё выдаёт глубокий психологизм работ Шиле. И даже его серия тюремных интерьеров, выполненных им в период нахождения под стражей, навевают ощущение ограниченности человеческого тела, его пределов. Интерес вызывает и движение воды, соков внутри растений - Шиле находит в этом невероятное сходство с физиологией человека.
Идеи Фрейда, стремительно распространявшиеся в то время в Австрии, оказали свое влияние и на молодого Шиле. Его картины стали приобретать откровенно эротический характер, он начал исследовать человеческую сексуальность. Кстати, именно он создал жанр «автопортрета ню», объединив то, что ранее вместе не было сведено (исключением можно считать автопортрет Дюрера).
Многие именуют Шиле одним из первых про-феминистов. Создавая свои скандальные работы с женщинами в стиле «ню», он настаивал на необходимости прекращения восприятия женщины как объекта. Тело, по его мнению, не требует оценки, и потому недостойных для изображения тел быть не может. Оно, как субъект, не нуждается в том, чтобы «быть красивым».
К большому сожалению, умер художник в 28 лет.