Найти тему

Как ребёнка поднять в школу

Утренний подъём и сборы в школу - проблема для многих семей с детьми-школьниками. Особенно остро проблема стоит в зимний период.

За окном ещё настоящая ночь, а уже надо выбираться из-под тёплого одеяла и идти в холодную темноту. Для многих взрослых эта задача не из лёгких.  Что уж говорить о детях.

Мальчикам и девочкам тяжелее, чем нам. Многие взрослые выбираются из тёплой постельки, чтобы отправиться на любимую работу или хотя бы на ту, которую сами выбрали, а дети обязаны идти в школу, которую, в некоторых случаях, не любят и уж точно не выбирают.

Мальчикам и девочкам тяжелее ещё и потому, что уровень произвольного управления поведением у них гораздо ниже, чем у взрослых - мозг детей ещё недостаточно зрелый.

Пишу об этих причинах для того, что бы вы, дорогие мамы и папы, лучше понимали детишек и не считали их злодеями, которые портят жизнь всем членам семьи.

Так как же всё-таки поднять ребёнка в школу?

Волшебного слова я не знаю и думаю, что его нет, но дам рекомендации, которые помогут изменить ситуацию в лучшую сторону.

1. Помогите школьнику проснуться и почувствовать бодрость в организме.

Для этого стоит заложить в расписание некоторое количество времени на просыпание. Может быть это будет «лишних» 10-15 или даже 20 минут.

Обсудите с ребёнком заранее, что первый звонок будильника - сигнал того, что пора просыпаться, а второй — означает «Вставай».

Важно чтобы в эти 10-15 минут организм получил как можно больше сенсорной информации. Она поможет телу выйти из режима сна и переключиться на режим бодрствования.

• Откройте шторы, а если за окном темно - зажгите яркий свет.

• Иногда стоит стянуть одеяло (или хотя бы часть одеяла). Клетки кожи чувствительны к свету. Свет для них - сигнал наступления утра. Получив эту информацию, клетки кожи поспешат сообщить всему организму о необходимости просыпаться .

• Включите бодрую музыку.

• Сделайте энергичный массаж ушных раковин, стоп, ладошек или спины.

• Запустите в комнату кошку или собаку - пусть помогают будить.

• Создавайте естественные шумы: разговаривайте с другими членами семьи, задавайте вопросы просыпающемуся. Их цель — пробудить мозг. Вопросы должны быть не из категории: «Когда же ты наконец встанешь?», а о чём-то приятном или нейтральном. Например: «Что тебе приготовить на завтрак?».

• Напомните ребёнку о том приятном, что его ждёт сегодня в школе и вообще в течение дня. Например, «Успеешь с (любимой) Викой до урока парой слов перекинуться!», «Можешь успеть узнать у друзей как решить задачку, которую вчера так и не одолел», «Сегодня тебя ждут великие дела. Ты отлично выучил стихотворение и можешь получить 5!».

• Крайне редко пугайте опозданием и, уж тем более, замечанием в дневнике. Если вы будете напоминать о возможности опоздания каждые день — это перестанет работать. Лучше скажите: «Ты же хочешь (для тебя важно) прийти в школу вовремя, потому что... и поэтому ты можешь...».

2. Решите проблемы, которые формируют нежелание идти в школу.

Трудно проснуться и собраться в школу тем детям и подросткам, у которых она вызывает массу негативных эмоций. Школьник, который неуспешен в учебе или имеет плохие отношения с одноклассниками и/или учителями, не будет торопиться побыстрее в ней оказаться.

Ребёнок, который воспринимает школу каторгой, не будет вставать по будильнику, быстро собираться и бежать за новыми знаниями. Организм бессознательно будет делать всё, чтобы избежать встречи с неприятностью или хотя бы оттянуть её.

Поэтому без решения «школьных» проблем, невозможно решить и проблему утреннего подъема в школу.

3. Составьте режим дня, учитывающий особенности ребёнка.

-2

Помните и о том, что потребность во сне относится к жизненно важным. Во время сна происходит восстановление сил организма, его органов и систем, а так же переработка и сортировка полученной за день информации. Поэтому трудности просыпания могут быть связаны и с тем, что организм человека не успевает за время сна выполнить эту важную работу. Учтите, что некоторым детям необходимо спать больше, чем сверстникам.

Ни родители, ни учителя часто не видят у детей признаков переутомления. «Он лентяй» — для взрослых единственное объяснение всех школьных проблем. Вместе с тем, последние лет пять я очень часто встречаю детей с признаками переутомления и даже хронической усталости. Поэтому не стоит надеяться на себя, а лучше покажите ребёнка психологу, чтобы выяснить что стоит за его «ленью».

Если вы понимаете, что ребёнок испытывает хроническую усталость, то обратите внимание на режим дня и подумайте о том, как помочь организму восстановиться.

- Может быть стоит раньше ложиться спать?

- Может дать возможность высыпаться хотя бы в выходной?

- Может быть стоить снизить интеллектуальную нагрузку?

- Может ребёнок находится в состоянии эмоционального стресса и необходимо помочь ему решить личные проблемы?

- Может дать возможность почаще быть на свежем воздухе?

*К слову, многие родители говорят мне о том, что их дети гуляют только в выходные дни, а домашние задания выполняют по 4-6 часов. Не мудрено, что через месяц-другой они выматываются и начинают ненавидеть школу.

Если проблему пробуждения и сбора в школу самостоятельно решить не удаётся, обратитесь к психологу. Специалист поможет определить причину проблем и подобрать индивидуализированные методы их решения.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.

Светлана Цуркан

Другие статьи этого же автора:

Как научить ребёнка самодисциплине

Как изменить поведение ребёнка за 21 день

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).