Найти тему
Новосибирский Журнал

Шашечки. Часть 23. Женщины за рулем такси

Оглавление

Когда заходит речь о такси в СССР многие вспоминают устойчивый стереотип, что профессия таксиста в СССР была сугубо мужская. На самом деле это не так. Конечно, большинство водителей в советских таксомоторных парках были мужчины, но и было много женщин водителей такси.

-2

В некоторых городах СССР, были даже специализированные бригады таксопарков, где были только женщины водители. Парадокс, но многие начальники таксопарков брали на работу женщин водителей. После того, как в таксопарке появлялась женщина водитель - в таксопарке менялась атмосфера. В мужчинах просыпался джентльмен.

-3

Конечно, без шуток и смешков не обходилось, но в трудную минуту водители мужчины свою настоящую гордость таксопарка не бросали. Всегда помогали в трудную минуту, помогали в ремонте, советом. И в конце концов относились с большим уважением к своей коллеге. Потому что обычные будни таксиста, довольно рутинные и нелегкие вдруг получали новые краски и впечатления.

Первая женщина таксист в мире.

На фото: женщина водитель такси заводит автомобиль после посадки пассажира. Фирменную фуражку водителя женщина перед фотосъемкой сняла и "одела" на фару. Кадр должен быть идеальным. Так и получилось.  США. Нью-Йорк. 1925 год. Фото: www.tomboys.ru
На фото: женщина водитель такси заводит автомобиль после посадки пассажира. Фирменную фуражку водителя женщина перед фотосъемкой сняла и "одела" на фару. Кадр должен быть идеальным. Так и получилось. США. Нью-Йорк. 1925 год. Фото: www.tomboys.ru

Немка Элизабет Фон Папп стала первой женщиной водителем такси в мире. В начале ХХ века она потеряла мужа и осталась в довольно затруднительном финансовом положении. В это время, в Берлине открылись курсы для водителей такси. И она решила рискнуть. Поступила на курсы, чем уже привлекла к себе внимание прессы и общественности.

В 1908 году с отличием окончила курсы. Берлинская компания таксомоторов предоставила Элизабет автомобиль Adler. В то время улицы Берлина были транспортным хаосом. Улицы были забиты повозками и пролетками запряженные лошадьми, между ними сновали первые автомобили, было очень много двухэтажных автобусов. Но Элизабет виртуозно управляла автомобилем, и отбоя от клиентов не было. Многие жители Берлина считали за честь проехать в такси с первой женщиной водителем. Элизабет стала знаменитой, поправила свое финансовое положение, воспитала детей, купила новый дом.

-5

После того, как по всему миру разлетелась новость о первой женщине водителе такси - они стали появляться во многих городах мира. Способствовало этому возрастающая борьба женщин за свои права. Женщины водители такси стали появляться на улицах столиц Австрии, Чехии, США.

Мадам Декурсель за рулем своего автомобиля такси. Париж. Франция. 1909 год.
Мадам Декурсель за рулем своего автомобиля такси. Париж. Франция. 1909 год.

Во Франции, в Париже была своя звезда - мадам Декурсель, которая с отличием окончила школу французских таксистов. Основной курс состоял из следующих дисциплин - устройство автомобиля, управление автомобилем, знание географии Парижа и пригородов, умение обращаться с таксометром. Мадам Декурсель стала первой женщиной во Франции которая получила лицензию таксиста. Сохранились фотографии датированные 1909 годом где она управляет автомобилем на улицах Парижа.

Мадам Декурсель объявляет стоимость проезда пассажиру парижского такси. Париж. Франция. 1909 год.
Мадам Декурсель объявляет стоимость проезда пассажиру парижского такси. Париж. Франция. 1909 год.

Первая женщина таксист в СССР.

-8

Первой женщиной водителем такси в СССР была москвичка Татьяна Тихонова. Она начала работать в Первом московском автомоторном парке за рулем автомобиля такси в начале 30-х годов. Этот автомобиль проехал без значительных поломок и аварий по улицам Москвы 9400 километров.

В 1933 году Тихонова приняла участие в легендарном Каракумском автомобильном пробеге. Интервью с первой советской женщиной водителем такси часто появлялись на страницах советских газет и журналов. Традиция женщин водителей такси была положена. Тихонова доказала что женщина наравне с мужчинами может работать таксистом. После новаторства Тихоновой женщины водители такси стали работать в таксомоторных парках Москвы, Сочи, Ленинграда.

Женщины таксисты в СССР.

Начальник Пермского таксопарка вручает ключи от автомобиля такси "Москвич" бригадиру женской бригады таксистов. Пермь 1972 год.
Начальник Пермского таксопарка вручает ключи от автомобиля такси "Москвич" бригадиру женской бригады таксистов. Пермь 1972 год.

В послевоенное время, и особенно с середины 50-х годов женщины таксисты перестали быть редкостью. Они работали таксистами в самых разных городах Советского Союза. Интересный факт - основным автомобилем советского такси в послевоенный период были разные модификации автомобилей "Волга". Советское правительство в 50-х-70х годах неоднократно делало попытки кроме автомобилей "Волга" пополнить таксомоторный автопарк другими марками.

Автомобиль "Москвич-408" на улицах Москвы. Фото: RCforum.ru
Автомобиль "Москвич-408" на улицах Москвы. Фото: RCforum.ru

Например, автомобилями "Москвич". К большому сожалению, но как показала проверка временем и дорогами - автомобили "Москвич" мало приспособлены для работы в такси. Нередко автомобили "Москвич" вручали женщинам водителям такси.

В Перми была даже отдельная автоколонна из автомобилей такси марки "Москвич", которыми управляли женщины. С середины 60-х годов в профессионально-технические училища, которые готовили кадры для таксопарков начали массово принимать девчонок. И они доказали что таксист вовсе не сугубо мужская профессия. Некоторые женщины водители такси получали звания "Героя Социалистического труда".

Автомобиль такси "Волга" ГАЗ-24 работает на спецобслуживании в ЗАГСе. За рулем девушка таксист. Москва. 80-е
Автомобиль такси "Волга" ГАЗ-24 работает на спецобслуживании в ЗАГСе. За рулем девушка таксист. Москва. 80-е

В 70-е годы многие женщины водители такси работали на свадьбах. Считалось хорошей приметой если на свадьбе за рулем белой свадебной "Волги" была женщина таксист. Такая же примета была, когда молодой отец забирал молодую жену с первенцем из родильного дома. Как доказала практика - женщины водители такси управляют автомобилем более аккуратно, не лихачали и очень бережно относятся к своему автомобилю. Это качество высоко ценили начальники таксомоторных парков.

Женщина таксист у своего автомобиля ожидает молодоженов после фото сессии. Ленинград. 1975 год.
Женщина таксист у своего автомобиля ожидает молодоженов после фото сессии. Ленинград. 1975 год.

Женщины таксисты сегодня.

-13

В современных таксомоторных компаниях женщины таксисты работают наравне с мужчинами. Многие компании принимают представительниц прекрасного пола. В многих странах мира, и в России, в том числе работают "Женские такси". В Мексике есть легендарное "Розовое такси", которое не раз спасало жизни своих пассажирок.

-14

В начале 2000-х годов в многих арабских странах появились такси для женщин. Появление женщин за рулем такси вызвало негативную реакцию в этих странах, но с временем мужчины оценили плюсы этого вида транспорта, и уже без боязни отправляли своих дочерей и жен в качестве пассажиров женского такси. Об этом я подробнее расскажу в ближайших выпусках "Шашечек". Следите за обновлениями!

Использованы фото: mehr.com, livebloger.ru, RCforum.ru , Государственный архив Пермского края.

Другие выпуски из цикла "Шашечки". Такси вчера, сегодня , завтра.

Шашечки. Часть 7. Последний лимузин-такси советской империи

Шашечки. Часть 8. Какой был план у таксиста и стоимость поездки на такси в СССР

Шашечки. Часть 9. Толкушка, кочерёжка, тягло и удавка. Как таксисты обманывали клиентов.

Шашечки. Часть 10. Золотые люди. За что платил таксист и кому.

Шашечки. Часть 11. Тайна белых чехлов на подголовниках.

Шашечки. Часть 12. Такси-кортеж для шляпы и чемодана.

-15