Конечно, зимой в частных домах это была печка, вернее, кухонная дровяная/угольная плита, но о разных и очень интересных печках мы поговорим в другой раз. А на чём готовили летом?
Кто-то из старших ещё застал эти любопытные изделия, но многие их даже не видели.
До массового появления газовых и электрических, и уж тем более всяких там стеклокерамических, галогенных и индукционных плит, нагревательные (и даже осветительные) приборы работали на керосине, причём не все они были одного типа.
Простейший прибор – керосинка. Сосуд с керосином, в него опущен матерчатый или асбестовый фитиль, по которому за счёт капиллярного эффекта керосин поднимается вверх. Фитиль поджигают, а мощность пламени регулируют, выдвигая фитиль чуть больше или чуть меньше. Вокруг всего этого – обрамление, на которое можно ставить кастрюлю или сковородку.
Керосинок было множество, самых разных. И по количеству фитилей (один, два или три), и по конструкции. Вот пример:
Три ручки - это как раз для регулировки фитилей.
А это фитили отдельно:
Она же в разобранном виде:
Гораздо совершеннее был примус:
Справа снизу - ручка насоса, накачиваем воздух, и керосин через тонкое отверстие поднимается в горелку. Левее – заправочная горловина, на ней – краник для стравливания воздуха («выключения» примуса). В нижней части горелки небольшая чашка, туда наливается керосин, поджигается, и когда он догорит, нагрев горелку, примус готов к работе.
В разновидностях горелок я не разбираюсь, по имени знаю только горелку Бунзена, но это явно не она. Однако, назначение у всех горелок одно: смешать топливо с воздухом в нужной пропорции, чтобы горение было полным и эффективным.
Он мощнее керосинки и не коптит (с керосинкой кастрюли внизу моментально чернели). Зато шумит как паяльная лампа, а через полтора часа его нужно выключать для охлаждения. Кроме того, как видим, он не слишком устойчив, снимая тяжёлую кастрюлю, хозяйка может его и опрокинуть.
Не слишком очищенный керосин иногда засорял отверстие в горелке, для очистки его прилагалась специальная игла. Помните, Остап Бендер говорил: «Мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно».
Почти все примусы были похожи как родные братья, хоть и делались на разных заводах. Но встречалась и экзотика, вот советский трёхгорелочный примус:
Почему примус (в переводе – «первый»)? Исторически. Его изобрёл один швед в конце 19 века, и основали фирму с таким именем.
Вершиной же кулинарной техники был керогаз:
Он бесшумен как керосинка, но не коптит, как и примус. Устройство его сложнее: керосин тоже поступает к фитилю, но сам фитиль большой, кольцеобразный, и хотя его тоже поджигают, но над ним есть какая-то хитрая горелка (газосмеситель), которая смешивает пары керосина с воздухом. Пламя – синего цвета.
На рисунке справа – бачок с керосином, устроен он тоже не очень просто, вот перевёрнутая верхняя часть бачка:
Как видим, в крышке есть подпружиненный шток, закрывающий отверстие. Переворачиваем бачок, вставляем его на место, шток нажимается о дно нижней части, открывая отверстие, и все это работает как автопоилка.
А на основном фото справа – ручка-колесо, которое меняет высоту бачка и поступление керосина в горелку. Выше бачок – сильнее горит.
Говорят, что керогаз стоил втрое дороже керосинки (цену примуса не знаю), был сложнее в пользовании, но моя бабушка с ним справлялась, не жаловалась, и керосинок с примусами не признавала.
Одной из неприятностей было то, что керосин слишком заметно пахнет, и если хозяйка случайно испачкала им руки и продолжает готовить – блюдо будет испорчено. А отмыть керосин непросто, была даже шутка-совет: «Если ваш нож пахнет рыбой, окуните его в керосин». Дескать, запах рыбы вы уже не заметите.
О том, где брали керосин, в чём носили, сколько он стоил по сравнению с бензином, о паяльных и осветительных керосиновых лампах, и о том, как очищать авиационный керосин для осветительных ламп, расскажу в следующей части.