Найти в Дзене
Ретроспектива PRO

Величие и ничтожество ПЛ "Сюркуф"

Первая половина 20-го века была ознаменована качественным скачком развития науки и техники в военном деле. Перкалевые аэропланы-этажерки сменили скоростные маневренные самолёты-монопланы, неповоротливые слабо бронированные и плохо вооружённые трактора на полях Первой Мировой войны канули в лету, а их место заняли скоростные маневренные танки с качественно новым бронированием и вооружением, автоматическое оружие на поле боя переставало быть диковинкой и повсеместно принималось на вооружение пехотными подразделениями многих армий. Научно-технический прогресс не обошёл стороной и военные корабли флотов всех стран, в том числе и подводные лодки.

Анализ действий подводных лодок в годы Первой Мировой войны показал их высокую эффективность на транспортных коммуникациях противника и при постановке минных заграждений. Способность скрытно сближаться с противником и наносить неожиданный смертельный удар из-под воды приводила в ужас моряков торгового флота.

Главное оружие подводной лодки – торпеда, способное доставить до цели весьма внушительный заряд взрывчатого вещества и потопить практически любое судно. Примером этого является потопление германской подводной лодкой U-20 огромного английского пассажирского лайнера «Лузитания» в Первую Мировую войну, предположительно тайно перевозившего оружие и боеприпасы из США в Англию. В результате атаки погибли 1197 человек.

Британский пассажирский турбоход "Лузитания"
Британский пассажирский турбоход "Лузитания"
Потопление "Лузитании" германской подводной лодкой U-20 7 мая 1915 года
Потопление "Лузитании" германской подводной лодкой U-20 7 мая 1915 года

Подводные лодки того времени были вооружены и артиллерийским оружием. Часто в целях экономии дорогостоящих торпед беззащитные суда расстреливались из орудия. Экипаж по рыцарским законам той войны, как правило, высаживался в шлюпки и безучастно наблюдал за гибелью собственно судна. Несколько удачных попаданий в район ватерлинии обеспечивало его утопление, после чего подводная лодка, постукивая дизелями, в надводном положении уходила за горизонт в поисках новой жертвы.

Подводная лодка уходит от своей жертвы
Подводная лодка уходит от своей жертвы

В отдельные периоды войны соотношение судов, потопленных артиллерийским огнём и торпедным оружием, достигало 3:1, поэтому развитие артиллерийского оружия подводных лодок оставалось приоритетной задачей в кораблестроительных программах ряда стран. По пути увеличения калибра и количества артиллерийских стволов на подводной лодке пошли и французы. Введённый в строй в 1932 году подводный крейсер «Сюркуф» воистину поражал своими размерами и спаренной артиллерийской установкой т.н. линкоровского калибра 203мм, установленной в огромной обтекаемой вращающейся башне перед рубкой.

Французская подводная лодка "Сюркуф"
Французская подводная лодка "Сюркуф"

Заряжание и наводка орудия могла осуществляться на перископной глубине, что, по мнению создателей лодки, существенно повышало скрытность и боевую устойчивость корабля.

ПЛ «Сюркуф» предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях. Водоизмещение — 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина — 110 метров, дальность плавания — 12 тысяч миль.
ПЛ «Сюркуф» предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях. Водоизмещение — 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина — 110 метров, дальность плавания — 12 тысяч миль.

Сухой ангар для гидросамолёта позади рубки превращал подводную лодку в первый в мире подводный авианосец. Водоизмещение гиганта впечатляло - 2880 тонн в надводном положении и 4330 тонн в подводном при длине субмарины 110 метров. Воистину, это было величественное творение французских конструкторов и кораблестроителей!

Гидросамолет на верхней палубе ПЛ "Сюркуф" у открытого сухого ангара.
Гидросамолет на верхней палубе ПЛ "Сюркуф" у открытого сухого ангара.

Своё название лодка получила в честь знаменитого французского пирата и капёра Робера Сюркуфа (1773-1827) по прозвищу «Гроза Морей». По-видимому, грозой морей должна была стать и подводная лодка, наречённая его именем.

По замыслу конструкторов, ПЛ «Сюркуф» должна была на равных вступать в морской бой с надводными кораблями противника. Но в отличие от надводных кораблей, она не обладала достаточным бронированием корпуса и палубы, что делало её весьма уязвимой от ответного артиллерийского огня. Самолёт-корректировщик Бессон МВ.410.01, собираемый за 4 минуты после извлечения из трубообразного ангара позади рубки и спускаемый на воду посредством подъёмного крана, должен был осуществлять корректуру артиллерийского огня субмарины. При неблагоприятном для неё исходе боя участь пилота гидросамолёта была незавидной – гибель или плен.

Тактика боевого применения «Сюркуфа» так и не была окончательно отработана, постоянные поломки и конструкторские недоработки превратили её в дорогостоящую игрушку французских флотоводцев. Например, так и не был окончательно решён вопрос герметичности орудийной башни, из-за чего субмарина теряла одно из главных своих тактических преимуществ – подготовку к стрельбе на перископной глубине, что сокращало время её нахождения в прицелах противника. Зато она великолепно представляла Францию в официальных визитах в зарубежные порты: непривычный внешний вид подводной лодки со спаренным 203 мм орудием всегда вызывал восхищение зевак на берегу!

Официальный визит
Официальный визит

С началом Второй Мировой войны, спасаясь от приближающихся немецких танковых колонн, находящийся на ремонте «Сюркуф» под одним двигателем спешно покинул Брест и 18 июля 1940 года прибыл в английский Девенпорт. Команда лодки в своём подавляющем большинстве была настроена провишистски (Вишистская Франция – коллаборационистское образование в Южной Франции, созданное после оккупации Парижа немецкими войсками).

Это наложило свой отпечаток на взаимоотношения с английскими властями. Заподозрив команду в желании тайно покинуть порт и присоединиться к военно-морским силам Французского Государства (так официально именовалась Вишистская Франция), была проведена силовая операция по нейтрализации экипажа субмарины с жертвами с обеих сторон. Нежелающие воевать на стороне Англии матросы и офицеры были помещены в лагеря для военнопленных, но перед сходом с борта они уничтожили ценное оборудование и документацию лодки. Оставшиеся на борту 14 человек во главе со старшим офицером Луи Блезоном, ставшим командиром подводного корабля вместо убывшего с борта штатного командира, начали устранять нанесённый ущерб.

Параллельно осуществлялось пополнение экипажа из моряков французского военного и торгового флота, в это время находившихся в Англии. В апреле-мае 1941 года «Сюркуф» выходил в море на сопровождение конвоев и «свободную охоту» в Атлантику с заходом в Портсмут (США). На берег были высажены 10 арестованных за дисциплинарные проступки матросов. Очевидцы ужаснулись царящему на подводном крейсере беспорядку: дисциплина была на нижайшем уровне, отмечались частые случаи неповиновения команды, офицеры и средний командный состав постоянно находились под угрозой физического насилия…

Справиться в автономном плавании со сбродом, в спешке набранном на берегу из того контингента, что был в распоряжении командира субмарины, было невозможно. Воистину, нравы, царящие на борту «Сюркуфа» были пиратскими в полном соответствии с названием корабля!

Потом было столкновение с американской подлодкой на манёврах, неудачный поход в Тихий океан с неплановым возвращением из-за поломок материальной части после попадания в шторм. Субмарина стала костью в горле для английского адмиралтейства. Находящиеся на ней британские офицеры связи доносили о некомпетентности команды и офицеров, нижайшем уровне дисциплины и плохом состоянии механизмов и оборудования лодки, вызванном саботажем её экипажа. Предлагалось вернуть лодку в Англию и списать, а экипаж расформировать. Однако, «Сюркуф» был французской национальной гордостью, и его бесславное расформирование отрицательно сказалась бы на имидже и боевом духе «Свободной Франции».

И однажды «Сюркуф» весьма кстати… просто не вернулся из похода. 12 февраля 1942 года подводная лодка вышла из Бермуд и пошла в надводном положении через Карибское море. Из-за неисправности электродвигателя погружаться она не могла. В это же время произошло ночное столкновение американского транспорта «Томсон Лайкс» с неопознанным судном. «Сюркуф» на связь больше не вышел, и комиссия, расследовавшая этот инцидент, пришла к выводу, что погибшим неопознанным судном был именно он, хотя по расчётам должен был находиться не ближе 100 миль от точки столкновения.

Возникла неофициальная версия, что экипаж субмарины взбунтовался и самостоятельно изменил курс для следования в фашистскую гавань на Мартинику. Тогда же появилось некое донесение, что «Сюркуф» пиратски потопил союзническое судно и что за ним в погоню направлялся боевой корабль с целью его уничтожения.

В любом случае, конец великолепного корабля был плачевен, а его реальные заслуги в ходе боевых действий – ничтожны.

Кстати, калибр пушек «Сюркуфа» был не самым большим на подводных лодках. Рекорд по калибру артиллерии на подводной лодке принадлежит подводному монитору М1, вооружённому орудием калибра 305 мм.

Подводный монитор М1 с 305-мм орудием
Подводный монитор М1 с 305-мм орудием

Но это уже совсем другая история...