Многие европейские танцы народного происхождения прочно вошли в произведения классической музыки. В XVII и XVIII веках это были французские менуэт и гавот, испанская сарабанда, английская жига, ригодон, лур, бурре, алеманда и куранта. Всё это старинные танцы.
Наибольшее распространение, в том числе и в России, получил менуэт. Активная жизнь менуэта продолжалась несколько столетий. Возникнув как крестьянский танец (произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату), став позже "танцем королей", со временем он вошел в состав симфоний. Таков был его путь. До наших дней остаётся популярным менуэт итальянского композитора Луиджи Боккерини.
Гавот, старинный французский крестьянский хороводный танец, более мужественный, энергичный, не обладающий изяществом менуэта. Французские крестьяне исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку. В XVIII веке был введён Жаном-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках. Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения.
Арканджело Корелли - Гавот из Concerto Grosso № 9
Сарабанда — старинный испанский народный танец. В 1583 году запрещен в Испании. В 1618 в Испании сарабанда стала, несмотря на запрет, придворным танцем и приобрела торжественный, величественный характер; позднее её танцевали при дворах других европейских королей (с 1625 - во Франции). Во Франции с середины XVII в. сарабанда уподобилась менуэту; получила распространение также как инструментальная пьеса. В XVII веке в европейских странах сосуществовали различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный).
И.С. Бах - Сарабанда из Сюиты № 2 си минор
Гойя. Танец на берегу реки
Ригодон — старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII – XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место в академической музыке, как исторический артефакт. Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков. Примерно с конца XVII века, ригодон приобрёл известность в качестве придворного танца, сделавшись более размеренным и торжественным. Тогда же, в конце XVII века в качестве одной из частей ригодон вошёл в инструментальную танцевальную сюиту французских, немецких и английских композиторов. Так же ригодон занял почётное место номера в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов XVII – XVIII веков: Ж.-Б. Люлли, Г.Ф. Генделя («Музыка на воде», Rigaudon из Сюиты №3 соль мажор, HWV 350), Ж.-Ф. Рамо, Ф.-А. Филидора, А. Кампра и других.
Г.Ф. Гендель «Музыка на воде», Rigaudon
Давид Тенирс Младший (1610—1690) «Таверна с парой танцоров» (1645)
(судя по характеру танца, пара отплясывает ригодон)
Жига — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. В XII веке жигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; один из которых и получил своё название от этого инструмента. Первоначально жига была парным танцем; однако среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Уильям Шекспир в своих пьесах подчёркивал скоморошный характер жиги. Вскоре жига проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинельных и лютневых сборниках XVI века. B XVII веке джига вошла в танцевальный быт многих стран Западной Европы, хотя в разных странах её развитие шло по разному. На рубеже XVII—XVIII веков общеевропейское значение приобрела итальянская жига. Именно она вошла в качестве заключительной части в барочные сонаты и сюиты Арканджело Корелли, Ж. Ф. Pамо, Баха и Генделя.
Арканджело Корелли - Concerto Grosso № 12 - Giga
Бурре (от фр. bouree, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения. В XVII веке бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем. С этого времени он приобретает более устойчивую, фиксированную для салонных и придворных балов форму. Придворный Буррэ — танец с характерным чётным размером (так называемый «alla breve» — размер с жёстким делением на два, например, на 4/4 или на 4/8, разделённых пополам), энергичным темпом, чётким ритмом. В середине XVII века Буррэ вошёл в устойчивую форму инструментальной сюиты — в качестве предпоследней части, после сарабанды или паспье — и перед заключительной жигой. Георг Фридрих Гендель в Англии и Жан Батист Люлли во Франции одними из первых начали включать бурре в свои Большие оперы и балеты.
Г.Ф. Гендель «Музыка для королевского фейерверка», Bourrée