Найти тему

Как найти писателя для IT

Оглавление


Что делают разные коммерческие писатели?

Автор, журналист — человек, который понятно, складно и красиво напишет о вашем продукте. Копирайтер, коммерческий писатель — проведет маркетинговый анализ, найдет болевые точки ваших пользователей и сильные стороны продукта, а потом напишет на этом сырье текст рекламы. Технический писатель пишет ТЗ, инструкции, документацию. И еще есть редактор — он сделает сырой текст кратким, гладким и полезным, проверит факты и цифры.

Обычно хороший писатель сочетает в себе все эти качества. А вот требовать от него верстки и прочих технических навыков странно. Как известно, люди развиты неравномерно, на то нам и дана возможность договориться и собрать в команде проекта супергероев с уникальными способностями.

ЧТО МОЖЕТ ПИСАТЕЛЬ

Перевести на русский

Программисту очевидны вещи, которые пользователю нужно разжевывать. А когда и сахарком посыпать. Это уже задача писателя – пользуясь природной эмпатией и умением разложить на пальцах, прорекламировать/проинформировать.

Перевести на английский

Любой IT-проект изначально нацелен на международный рынок. Открытость — популярный принцип технологичного сообщества. Языковой барьер, наверно, единственный, который еще реально существует в цифровом мире. И преодолеть его помогает писатель.

Прорекламировать

Мир перенасыщен рекламой. Нельзя делать технически совершенный продукт и любительскую рекламу. Время ускоряется, краткость сообщения возводится в абсолют. И только копирайтер остается на волне, ведь он всю дорогу учится сокращать, говорить только ключевые вещи, пробивать и обходить стену равнодушия имеющих-все-на-свете покупателей.

Проинформировать

Мир перенасыщен информацией. Ваши сайт, блог или соцсеть должны быть интересными. Не выдающимися, глянцевыми или жутко полезными. Интересными — вам в первую очередь. Можно сделать и как у всех. Но тогда не надо на блог ставить и чего-то ждать. Так и будет контент-маркетинг для мебели.

Дать глянца

Любой продукт выиграет от красивой подачи. Любой, даже танк или автомат. Копирайтер тоже принимает участие в визуальной упаковке. Например, заголовки и подзаголовки во многом воспринимаются как графический элемент, часть макета. При этом они обладают смысловой силой.

-2

Поддать юзабилити

UX-писатель — это реальность. Юзабилити, оно ведь и в текстах: элементы меню, кнопки, списки. Копирайтер участвует в повышении юзабилити сайта, и желательно подключить гуманитария на этапе проектирования, чтобы все сразу было красиво и понятно.

Продолжать выпускать тексты

Вести постоянные контент-проекты вроде блога и соцсетей может только человек, которому это искренне нравится. Не делегируйте это никому по остаточному принципу, наймите специалиста.

ОБЛАСТЬ ЗАДАЧ

Тексты нужны абсолютно везде. Ниже список, чтобы примерно представлять, где IT-проекту обычно требуется помощь писателя.

Сайт или посадочная страница

Часто делают так: главную, «о компании», «услуги» отдают копирайтеру, остальное заполняют сами. Нормально, если есть время, и пара неизбежных опечаток не смущает, а «сайт все равно никто не читает». Советую привлекать специалиста на все страницы. Это даст завершенность, цельность, все тексты будут в едином стиле и будут работать в связке, дополняя друг друга.

Мини-текстовки

Сколько мини-текстов можно забыть, фомируя ТЗ для копирайтера! Подсказки, описания форм и кнопок, страницы «спасибо», «404» и прочее, «подвал», уведомления… Все эти мелочи, кажется, проще забить в макет самому. Потом оказывается, что неожиданно вылезет опечатка на самом интересном месте, а клиенты не смогут понять, как заполнить форму.

Косметический ремонт

Иногда сайт нужно переписывать, как и менять дизайн. Просто время приходит. Даже если у вас нет смены продукта, нет обновлений, нет новостей. Сделать новую стилистику, усилить тексты и отработать поступившие от клиентов возражения никогда не поздно и никогда не лишне.

Презентации: от «питча» до докладов

Выступать перед инвесторами, коллегами или пользователями нужно с четким пониманием, чем полезен ваш продукт именно ДЛЯ НИХ. Рассказать надо в двух словах. Отсюда и возникает фигура копирайтера как человека, имеющего порой родственные связи с краткостью. Пригладить текст, причесать формулировки — это уже на втором месте.

Коммерческие предложения

Вполне себе современный, рабочий документ, особенно в России и окрестностях. Письма инвесторам, партнерам, дилерам, магазинам… Даже холодные B2B рассылки дают эффект, если к ним подойти умеючи.

Текст для страницы crowdfunding-проекта

Kickstarter и прочие. Собирая средства для запуска прототипа, приложения, игры, вам придется не только расхвалить свой продукт, но и как-то заслужить аванс доверия пользователей. Картинки и видео восхитят. Убедит — текст.

-3

Мифический рай — Product Hunt

Попасть туда мечтают многие проекты. Ни разу не видел, чтобы там продвигали проект текстом. А вы? Уверен, дать там текст нужно, но почему-то авторы постов обходятся картинками. Поделитесь в комментариях — как это все работает? Нужен ли там текст?

Рассылки, блог, SMM

Статьи и есть статьи. Сделал один раз хорошо — работает на тебя годами.

PR

Публикации на профильных ресурсах «Хабрахабр», Spark, Geektimes, VC, Roem.ru качают социальный капитал. Идеальная формула статьи: «внутряк» на горячую тему от эксперта + литературная редактура.

Cпичрайтинг

Допустим, у вас есть, кому выступить на тематической конференции. Писатель нужен, чтобы сделать текст доклада удобным для чтения, логику презентации понятной, а выступление легким и запоминающимся.

Пресс-релизы

Западные журналисты нормально относятся к пресс-релизам. Делайте их не по классической структуре, а неформальными, краткими. Популярен формат «фактшит» (Factsheet): информационная страничка тезисов о продукте.

Вакансии

Вы знаете, как сложно захантить крутого программиста. За ними буквально идет охота! Сделать понятную, убедительную вакансию — задача писателя.

Бренд работодателя

Будете расти – будете нанимать новых людей. Значит, надо будет формировать бренд работодателя. Статьи «как у нас хорошо», «у нас крутой офис», «мы поставили пинг-понг»… Формировать репутацию и лояльность на рынке рано или поздно понадобится.

Технические тексты

Инструкции, ТЗ, ТУ, документация, сертификация, руководства, формуляры… Формально называется написанием, по факту — разработка. Гуманитарии здесь, полагаю, бессильны, это единственный вид текстов, который необходимо отдать другому специалисту — техническому писателю. Его задачи практически не пересекаются с нашими, рекламными, посему отсылаю вас на Хабр, если вы здесь за техническими текстами.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ IT-ПРОЕКТА

Письмо

Надо уметь формулировать мысли и доступно выражать их на письме.

Реклама

Нужно уметь составлять рекламные тексты от выгод продукта, потребностей явных и скрытых целевой аудитории.

-4

Психология

Нужно интересоваться мотивацией целевой аудитории и уметь воздействовать на ее боли и желания. Все мы домашние психологи, но хороший автор применяет знания и интуицию для подготовки текста.

HTML

Базовое понимание, как устроена изнутри страница в браузере, может быть полезно.

Гик

Увлекается кодингом? Фанат гаджетов? Делает обзоры на антивирусы? Автоматически плюс — человек уже в теме IT. Это не говорит о нем с точки зрения писателя, но облегчит понимание вашего бизнеса. К слову, копирайтеру не обязательно глубоко разбираться в IT. Достаточно разбираться в маркетинге, рекламе и писательстве в применении к области IT.

Английский

Какой IT-проект не мечтает о международном рынке. Ваш писатель в идеале пишет на английском, чтобы перевод не портил весь смак текста.

SMM

Ну а кто еще и соцсетки будет вести?

ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ НЕПРАВИЛЬНО

Считаете символы

История из области «копирайта». Не в символах измеряется польза и воздействие текста. Не за объем кода платят программисту, а за работоспособность программы. Писатель создает целостный продукт с конкретными задачами: реклама, информирование, привлечение, прямые продажи.

Ищете айтишника с даром письма

Пусть каждый делает, что ему нравится. Можно встретить айтишников, умеющих написать красиво, обстоятельно. Но им некогда, или они не берутся. Не нужно искать идеальное сочетание технарь+гуманитарий. Достаточно создать эту связку в рабочей команде. Эксперт выложит ценную инфу, писатель мощно распишет ее в тексте.

Ищете только практикующих инфостиль

Информационный стиль органично близок айтишникам. Он разумный, логичный, экономный на выразительные средства. Но это инструмент, один из многих. Можно писать продукты на разных языках программирования, но утверждать, что нужно писать всегда только на C++… не знаю. Выбирайте писателя по навыкам и целям проекта, не по школе.

-5

Слишком слушаете сеошника

Поисковый алгоритм «Баден-Баден» окончательно притопил проекты с механическим отношением к тексту. Сегодня, впрочем, как и вчера, нужно разговаривать с людьми. Даже если от них отделяет робот-фейсконтрольщик.

КАК НАНЯТЬ ПИСАТЕЛЯ

Искать

Сарафанное радио, поисковая строка и контекст, биржи.

Выбирать

Портфолио, отзывы, переговоры. Тесты — так себе история: делают их на релаксе, а проверяют еще хуже. Лучше сделать пробный проект.

Режим работы

Одни пишут дома, другие сами просятся в офис. Одним нравится Telegram, другим телефон. Как договоритесь, вариантов много. В целом писатели похожи на программистов: они по большей части интроверты, удаленщики, независимые, амбициозные. Нанимайте их так, как вы нанимаете программистов.

Деньги

Обычно здесь очень интересный затык. Хорошему программисту платить готовы, автору — не все. Чем дешевле вы нанимаете писателя, тем меньше у вас должны быть требования к тексту. Это рынок, иначе:


Поиск партнеров или сотрудников — всегда нетривиальная задача со многими неизвестными. Хорошего писателя найти так же сложно, как сильного программиста. Удачи!
Поиск партнеров или сотрудников — всегда нетривиальная задача со многими неизвестными. Хорошего писателя найти так же сложно, как сильного программиста. Удачи!
-7

Мастерская убедительных слов АЙДА

Продающие тексты немедленного отклика. B2B информационный стиль. Контент-маркетинг. Креативные текстовые решения. Получите консультацию по вашей задаче: zakaz@aida.moscow