Окей, что делать, если у вас завалялась картина эпохи Возрождения, но специалисты не могут прийти к единому мнению об её авторстве? Ловите рецепт от семьи Бенуа: ищите не просто эксперта, но и дилера в одном лице, ведь эти люди дорожат своей репутацией как зеницей ока — один раз ошибся и всё, прощайте доверие клиентов и проценты от продаж.
⠀
100 лет назад таковым был Бернард Беренсон, чопорный литовец с аккуратной бородкой. Ни одна сделка по продаже картин итальянских художников первого эшелона не происходила без его атрибуции.
Начало этой истории читайте здесь (клик-клик).
⠀
Полтора часа изучения полотна и Беренсон… оценил её в 500 тысяч франков. Так было доказано, что «Мадонна Бенуа» — одна из первых самостоятельных работ 26-летнего Леонардо да Винчи.
⠀
Казалось бы, вот оно счастье, продавай картину и радуйся! Но супруги Бенуа отказывают покупателю, они мечтают, чтобы картина осталась в России: страна не должна потерять это культурное достояние.
⠀
В дело включается Эрмитаж. Его хранитель Эрнест Липгарт видел полотно много раз и всегда, при любых оценках, был убежден, что это работа кисти Леонардо да Винчи.
Однако у музея таких средств нет. Русская общественность начала широкую кампанию. В итоге Эрмитажу удается совершить покупку в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку в течение нескольких лет, последние платежи уже после революции. В Эрмитаже работа находится по сей день.
Конечно, жест семьи Бенуа впечатляет: они могли продать полотно сразу и за большие деньги, но не сделали этого — им было важно, чтобы Мадонна да Винчи осталась в России. А в революцию мы чуть было ее не потеряли, когда новая власть стала распродавать шедевры Эрмитажа для вливания средств в экономику. Но это уже совсем другая история...
Даже если у вас нет на стене подозрительного Леонардо, стоит все равно пошарить по закоулкам. Например, балерина Тамара Карсавина, когда узнала, из каких мест извлекал шедевры Сергей Дягилев в процессе подготовки выставки исторических портретов в 1905, на всякий случай провела ревизию у себя дома. И не зря: семейные портреты 18 века на кухне исполняли роль крышек для помойного ведра.
⠀
Так что поищите по сусекам. А я благодарю Марию Дружинину за подготовку материала.
⠀
P.S. Все бы ничего, но Беренсон брал за экспертизу 5% от стоимости картины. Ой, ангажированный подход. А еще Беренсон утратил статус лучшего эксперта: ошибся в атрибуции картины Тициана. Поэтому Мадонна Бенуа… но не будем об этом.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.