После смерти Сталина и прихода в власти Маленкова премьер-министром Венгрии стал Имре Надь. О том, что было в Венгрии при Сталине и как она встала на социалистический путь развития,читайте ЗДЕСЬ.
Новый глава кабинета выдвинул программу либеральных преобразований, получившую название «Новый курс». Но, с падением влияния Маленкова в Кремле позиции Надя ослабевали, и, несмотря на широкую популярность премьера, 14 апреля 1955 года Матиас Ракоши сместил Имре Надя и исключил его из партии. Новый премьер Анрдеас Хегедус стал насильно загонять крестьян с колхозы, а тайная полиция начала новую волну репрессий. Такая политика ВПТ увеличила пропасть между народом и коммунистами.
Речь Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года стала для Ракоши громом среди ясного неба. Интеллигенция начала открыто критиковать курс ВПТ. По всей стране открывались дискуссионные клубы, принявшие имя Шандора Петефи, прославленного венгерского поэта, погибшего в бою во время революции 1848-49 гг. 27 марта Ракоши выступил перед Центральным Комитетом ВПТ. Он объявил о полной реабилитации Раяка и обвинил спецслужбы в узурпации власти.
В июне ЦК КПСС командирует в Будапешт Михаила Суслова. Гость из Москвы встретился с Матиасом Ракоши, Яношом Кадаром, и пришел к довольно странному выводу:
«Настроения рабочих, крестьян, в особенности кооперативных крестьян, здоровые... среди рабочих и крестьян, а также в низовых производственных организациях каких-либо разговоров о «кризисе» в руководстве партии, о недоверии к руководству партии нет.»
По мнению Суслова, Ракоши прекрасно справлялся со своими обязанностями и снимать его не было никакой необходимости. Но Анастас Микоян, посетивший Венгрию ровно через месяц, пришел к полностью противоположным выводам - в стране полным ходом идет распад социалистической системы управления, а компартия находиться в глубочайшем кризисе.
13 июня на пленуме ЦК, проходившем под присмотром Микояна, Матиас Ракоши был снят со всех постов. Вскоре он был вывезен в СССР, где и умер в 1971 году в Нижнем Новгороде. Новым первым секретарем ЦК ВПТ стал Эрне Гере, еще больший сталинист, чем Ракоши. Однако, дальнейшие события развивались независимо от его воли.
6 октября был торжественно перезахоронен прах Раяка и других жертв процесса 1949 года. Собравшиеся на похороны 300 тысячи человек требовали отставки Гере и возвращения Надя. 22 октября пять тысяч студентов собрались на митинг в Технологическом университете столицы, который продолжался 11 часов. Собравшиеся составили петицию, в которой потребовали введения многопартийной системы, выводы советских войск и свободных выборов.
На следующий день многотысячная толпа прошла по центру Будапешта к памятнику польскому генералу Йозефу Бему, сражавшемуся в 1848 году на стороне повстанцев. Когда стало темнеть, демонстранты двинулись к парламенту и вновь стала требовать передать власть Имре Надю. Надь вышел на балкон здания и попросил демонстрантов разойтись. Постепенно толпа стала рассасываться, но тут срочно прилетевший из Белграда Энре Гере начал выступать по радио. Студенты с криками «Долой Гере!» кинулись Дому радио. Демонстранты окружили здание и отправили внутрь делегацию, которая должна была зачитать их требования. Вдруг агенты секретной полиции АНХ открыли огонь по толпе из окон радиоцентра. Люди бросились в рассыпную. Когда весть о расстреле достигло демонстрантов, ждавших у парламента, все они направились к Дому радио.
В это время в центр город прибыли несколько грузовиков с солдатами и три танка. Но, солдаты отказались стрелять в народ и перешли на сторону восставших. В окружении демонстрантов танки подошли к радиоцентру, но секретная полиция встретила из шквалом огня, убив двух офицеров. Солдаты вскрыли арсенал гарнизона Будапешта и раздали оружие рабочим и студентам. Пока у здания радиоцентра продолжался бой, восставшие захватили полицейские участки, районные комитеты ВПТ и перевешали особо ненавистных партийных функционеров.