Найти в Дзене

Сколько платили римские легионеры за отпуск и увольнительную

Обычно 19 октября заканчивался военный сезон, и легионы возвращались в свои постоянные лагеря. Если не было никаких срочных боевых действий, они отдыхали до марта. Ведь недаром этот месяц назван именем бога войны, тогда у римлян начинался год и новые войны.

Отдых солдат не подразумевал безделья. Отцы-командиры всегда находили для бойцов занятие, чтобы бездействие не разрушало дисциплину. Это была в первую очередь строевая и боевая подготовка один раз в день, от которой не освобождались даже ветераны.

Это могло быть благоустройство стационарного лагеря, строительство дорог, общественных зданий и построек в канабе – гарнизонном поселке за оборонительными стенами. Там же легионеры строили термы и амфитеатры – прежде всего для собственного досуга.

От тренировок и строевой подготовки не освобождали даже "старослужащих"
От тренировок и строевой подготовки не освобождали даже "старослужащих"

Чтобы получить освобождение от тяжелых работ, надо было платить центуриону. Также и в «свободное» время необходимо было договариваться с командиром об увольнительной. Размеры платы зависели от центурионских аппетитов, и они были довольно существенными – иногда до десяти сестерциев.

В увольнительной солдаты в поселке посещали таверны, лупанарий или шли на бои гладиаторов -- в лагеря часто приезжали бродячие гастролирующие труппы. Разумеется, любимым времяпрепровождением было посещение терм, которые были как в канабе, так и в лагере. При банях были парилки и гимнастические залы.

В харчевнях легионеры разнообразили свое питание и пили вино
В харчевнях легионеры разнообразили свое питание и пили вино

У некоторых легионеров в канабах были неофициальные жены, хоть это и было запрещено до начала II века нашей эры. Супругами солдат становились отпущенные ими на свободу рабыни, местные жительницы или даже римлянки. Местных женщин сначала обращали в рабство, а потом освобождали, так для них было проще получить римское гражданство. Жены легионеров с детьми жили за счет жалования отца семейства, могли держать у жилища огород и промышлять мелкой торговлей. Часто после выхода в отставку этот участок переходил во владение ветерана.

Особняком стоит порядок отпусков. Его получали зимой раз в четыре года четверть личного состава легиона. Заплатить центуриону в этом случае приходилось гораздо больше – до четвертой части годового жалования солдата. Зато и отправиться служивый мог далеко за пределы гарнизона, например, навестить родственников в родном городе.

Рядом с постоянным римским лагерем возникали большие поселки -- основа современных городов. Таких, как Страсбург, Кёльн, Бонн, Вена и многих других
Рядом с постоянным римским лагерем возникали большие поселки -- основа современных городов. Таких, как Страсбург, Кёльн, Бонн, Вена и многих других

Доспехи и снаряжение легионер оставлял в лагере. Одеждой – туникой и плащом – отпускник практически не отличался от других людей. Узнать его на дороге или на улице можно было по гремящим деревянными подошвами калигам, военному поясу и мечу, с которым он не расставался даже на отдыхе.

В отличии от обычных горожан, солдатам было разрешено носить оружие в городах, но свое право они были обязаны подтвердить «документом» об отпуске. Часто таковым служил глиняный черепок с надписью. Легионер предъявлял его встреченному «патрулю» вигилов и должен был назвать свою центурию, легион и место его дислокации.

Поборы за отпуска и увольнительные были окончательно упразднены императором Веспасианом. Тогда из государственной казны стали компенсировать центурионам эти их «денежные потери».