Найти тему
Автоочерк

Как выкрутить обломок шпильки или болта?

Многие сталкивались с проблемой прикипания шпилек и болтов, и последующего их обламывания. Это может произойти в любом узле автомобиля, но в основном встречается на выпускных коллекторах, турбинах, гбц. Происходит это по причине разности материалов и их окисления, корродирования, в частности сталь против алюминия. Разных температурных режимов приводящих к деформации резьб, изменению размеров деталей.

Самый неприятный момент.
Самый неприятный момент.
-2
Остаток болта слева можно попробовать выкрутить зажимом. А справа залом сел глубоко.
Остаток болта слева можно попробовать выкрутить зажимом. А справа залом сел глубоко.

И почти всегда шпильки и болты прикипев в месте резьбы ломаются заподлицо. Из-за того, что прикипевшая резьбовая часть стоит на месте, а остальное тело болта или шпильки испытывает большие нагрузки на скручивание. Особенно если болты находятся на термонагруженных узлах. Металл со временем закаляется от постоянных температурных перепадов и становится хрупким теряя эластичность, но при этом твердея.

К таким "обломам" придумали несколько способов изъятия:

1. Высверливание.

Бывает, что метиз ломается не сразу при оказании на него нагрузки, а когда начинает выкручиваться. Таким образом обломившаяся часть может остаться довольно глубоко в резьбе. В таком случае можно пройти остаток обломка сверлом (предварительно хорошенько выровняв поверхность залома и накернив его остаток чтобы сверло не ёрзало) и поправить резьбу метчиком. Либо применить свёрла с направлением сверления противоположным от направления резьбы залома.

Главное держать всё под контролем. Чтобы не сломать сверло и не уйти в сторону.
Главное держать всё под контролем. Чтобы не сломать сверло и не уйти в сторону.

И тогда по мере сверления в противоположную сторону залом как бы начинает выкручиваться плюс появление небольшого температурного воздействия способствует тому, что обломок может быть благополучно извлечён.

Также популярен способ использования экстракторов, что тоже требует предварительного засверливания. А потом уже использование экстрактора.

Экстракторы главное купить качественные. Могут попасться очень мягкие.
Экстракторы главное купить качественные. Могут попасться очень мягкие.
Экстрактор в деле.
Экстрактор в деле.

Но здесь есть нюансы, которые могут только усугубить положение. Например сверло может сломаться при засверливании и остаться в обломке, создав двойные проблемы. Экстрактором можно также усугубить положение в виде обламывания засевшей части болта, либо обламывания самого экстрактора.

Также при сильной закалке обломка высверливание может быть трудоёмким. И нужны хорошие свёрла,а также не стоит забывать про промежуточное охлаждение сверла. Если обломок сидит очень плотно, то достать его подобным способом не удастся

2. Ударное выкручивание.

Для такого способа обычно используют, заточенные напильники, клапаны, метчики. Или инструмент: шестигранники, лучеобразные торксы. Если грани обошлись на головке болта, то на неё набивают головку инструмента меньшего размера.

Забивание торкса иногда помогает. Главное чтобы он не провернулся внутри залома.
Забивание торкса иногда помогает. Главное чтобы он не провернулся внутри залома.
-8
 Прям копьё получилось.
Прям копьё получилось.

Таким образом в обломок засверливаются и забивают подходящую заготовку, и пробуют выкручивать. Если обломок твёрже заготовки, то она также как и сверло может обломиться. Правда обломок заготовки в таком случае извлечь будет проще чем обломок сверла.

Если же обломок шпильки или болта мягче заготовки и сидит достаточно прочно, тогда заготовка скорее всего провернётся в обломке. И вывернуть его не получится таким способом.

Также используются зубила. Постукивая на откручивание по залому либо по гайке через зубило стоящее перпендикулярно (больше подходит для гаек). Но если обломок заподлицо или глубже этот способ не работает.

3. Использование сварки.

Самый действенный способ, сочетающий в себе серьёзный нагрев и последующий отпуск, который уже способствует высвобождению резьбы. А также даёт возможность приварить к залому различные гайки и болты для одевания на них головок, воротков и ключей.

Тут тоже есть несколько способов как выполнить выкручивание. Можно сразу приварить гайку на обломок, но расстояние между верхом гайки и обломком, кроме случаев когда обломок не торчит, не всегда способствует хорошему провару. И при откручивании сварку может срезать с обломка. Можно сначала наплавить на обломок присадочного металла, затем одеть на него гайку и как следует обварить, либо приварить к такому выступу болт . Но этот способ тоже может закончится срезом.

Такая наплавка не всегда получается хорошо.
Такая наплавка не всегда получается хорошо.
Зато удобно привариться.
Зато удобно привариться.
Изготовление сигнальных ламп с помощью сварки.
Изготовление сигнальных ламп с помощью сварки.
Главное дать металлу остыть. Чтобы при откручивании его не растягивало.
Главное дать металлу остыть. Чтобы при откручивании его не растягивало.
Вот оно счастье. Удалось достать залом.
Вот оно счастье. Удалось достать залом.

Но на моей практике лучше всего достать обломок удавалось, если сначала приварить к нему шайбу, а уже на шайбу приваривать гайку. Главное чтобы площадь шайбы была больше чем у гайки. Таким образом нагрузка при откручивании распределяется лучше и приварить к обломку шайбу получится проще и прочнее. И само обваривание гайки можно будет осуществить снаружи, а не внутри, так как снизу будет выступать шайба.

Такую гайку удобно будет приваривать при этом не задев грани, что позволит легко одеться инструменту.
Такую гайку удобно будет приваривать при этом не задев грани, что позволит легко одеться инструменту.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки.
На канале есть много интересного из рабочих моментов.
Например закисание болтов в Митсубиши.
Или поломки у Субару.