Найти в Дзене
Аркадий Рух

Без Ренессанса

Беседа князя Владимира с греческим философом. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Беседа князя Владимира с греческим философом. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Обратите внимание: до XIII века история Руси - история нормального европейского государства того времени. С равнородными династическими браками, с внешней торговлей, политикой, дипломатией, et cetera. И русское искусство развивается полностью в параллели к европейскому. То есть: там, где у них романский стиль с римскими строениями базиликального типа, там у нас византийский крестово-купольный храм. Где у них героико-эпические поэмы от "Песни о Роланде" до "Песни о моём Сиде", там у нас "Слово о полку".

Винчестерский собор (Великобритания). Яркий образец романского стиля в архитектуре. XI в.
Винчестерский собор (Великобритания). Яркий образец романского стиля в архитектуре. XI в.
Преображенский собор, Переяславль-Залесский. Пример крестово-купольного храма, пришедшего из Византии. 1152 г.
Преображенский собор, Переяславль-Залесский. Пример крестово-купольного храма, пришедшего из Византии. 1152 г.

Но.

Там, где у них интернациональная готика, Проторенессанс и рождение национального светского искусства, всё то, что принято называть "дученто" - 1200-е годы, - у нас Орда. Аккурат вторая треть XIII века.

В последние десятилетия традиционная концепция отношений Орды и Руси подвергается постоянной ревизии, но факт остаётся фактом: Русь исчезает с политической карты мира как независимое государство. И полностью останавливается в своём культурном развитии.

Заметим: в "тёмные века" в Западной Европе практически полностью прервалась живописная традиция. Расцвет живописи в Италии, получивший название Эпохи Возрождения, в значительной степени был обусловлен именно близостью Византийской империи, где эта традиция сохранялась, несмотря даже на иконоборчество VIII-IX веков. Ранние образцы итальянской живописи в значительной степени основаны на том самом иконописном каноне, который сохранился в православии до сих пор.

Чимабуэ. "Мадонна с ангелами". Около 1280 г.
Чимабуэ. "Мадонна с ангелами". Около 1280 г.

Однако уже Джотто (1266 - 1337) с его творческими экспериментами заявляет курс на отход от иконописной традиции к национальной живописи.

Джотто. "Мадонна Оньисанти", около 1310 г.
Джотто. "Мадонна Оньисанти", около 1310 г.

Наш национальный Джотто, Андрей Рублёв, доведя до абсолюта византийский иконописный канон, так и не выходит за его рамки. Не становится из иконописца - живописцем, не превращает икону в картину. В литературе продолжаются заимствованные из Византии жанры - все эти "Слова", "Моления", "Поучения", "Хождения" и "Повести". Рождение русского светского национального искусства откладывается.

Достаточно сказать, что созданная в XV веке "Задонщина" иначе называется «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» - и ничем принципиально не отличается от созданного в конце XII века "Слова о полку".

Андрей Рублёв, "Троица". 1411 г.
Андрей Рублёв, "Троица". 1411 г.

И вот что особо показательно.

Когда в конце XV века власть Орды над Русью превращается в чистую формальность, окончательно упразднённую в 1480 году, на Руси наконец-то появляются первые признаки национального искусства, сопоставимые с европейской готикой - то есть, не являющиеся у кого либо заимствованными. Это подколокольный и шатровый храмы.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Троице-Сергиева лавра, 1476 г.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Троице-Сергиева лавра, 1476 г.

Больше того: на Русь, уже Московскую, наконец, приходит Ренессанс. Но не свой, национальный, а импортный - итальянский. Причём ни художники, ни музыканты, не говоря уж о всяких там поэтах, не востребованы. Востребованы - правильно, архитекторы. То есть, через два с половиной века в значительной степени Русь находится во всё той же романско-византийской парадигме, основным художественным направлением которой является архитектура.

И десятки итальянских зодчих больше века создают самый восточный образчик итальянского архитектурного Возрождения - ансамбль Московского Кремля. Грановитая палата - Марко Руффо и Пьетро Солари, Успенский собор - Аристотель Фиораванти, Колокольня Ивана Великого - Бон Фрязин и так далее, включая большую часть Кремлёвских башен и стен.

Успенский собор. Арх. Аристотель Фиораванти. 1475-1479 г.
Успенский собор. Арх. Аристотель Фиораванти. 1475-1479 г.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что, освободив Русь от Орды, великий князь Иоанн Васильевич (Иван III Великий) перенимает у павшей Византийской империи не только царский (цезарский) титул, имперские амбиции и гербового двуглавого орла, но и ту специфическую ориентацию на "славное прошлое", которая отличала поздних Палеологов. Для становления русской национальной культуры это привело к задержке в развитии ещё на полтора-два века.

России придётся ещё пройти через кровь Опричнины, польскую интервенцию, Смутное время и смену династии, чтобы, наконец, в ходе реформ Алексея Михайловича родилось русское национальное светское искусство. Сперва в живописи (парсуна), а затем и в литературе.

Алексей Михайлович в "большом наряде". 1682 г.
Алексей Михайлович в "большом наряде". 1682 г.

Но это - повод уже для совсем другого разговора, который обязательно состоится.