Найти тему
6000 миль до Голливуда

Капитан

Оглавление

(2017, Германия)

Знаменитая германская практичность. Зачем жечь особо ценный в конце войны бензин, если можно воспользоваться дешевой тягловой силой? Тем более, если ты никуда не торопишься, да и солдатам лишняя тренировка не повредит.
Знаменитая германская практичность. Зачем жечь особо ценный в конце войны бензин, если можно воспользоваться дешевой тягловой силой? Тем более, если ты никуда не торопишься, да и солдатам лишняя тренировка не повредит.

После чудовищного кассового провала своего, в общем-то, неплохого фантастического боевика "Призрачный патруль", Роберт Швентке ("Иллюзия полета", "РЭД") упал духом настолько, что даже позволил усадить себя в режиссерское кресло такого лютого зашквара, как 2 и 3 части "Дивергента". Которые, как назло, тоже показали себя прокатными лузерами, отчего депрессия Швентке усугубилась ещё больше и с тех пор ему даже расхотелось снимать цветное кино... Шутка, ясен пень. И всё же резкое перепрыгивание Роберта от махровой "девочковой" кинопопсы к жестокой военно-авантюрной драме наводит на мысли о том, что его грызла-таки совесть, уж коли он взялся доказывать нам, что способен на гораздо большее и серьезное.
Удалось ли? Вполне! Оставаясь верным своему узнаваемому циничному стилю (в смысле, "до-дивергентному"), на сей раз режиссер/сценарист Швентке и вправду оказался полон сюрпризов. И выдал нам картину, которую от него явно никто не ожидал, а самых нежнотрепетных фанатов "Дивергента" она и вовсе рискует повергнуть в шок.

Начать с того, что в "Капитане" нет ни одного хоть сколько-нибудь положительного героя первого и второго плана. И даже не потому что большинство из них солдаты вермахта, а просто в этой истории не нашлось места людям, в которых осталось хоть что-то человеческое. Поэтому, если вы привыкли, что в кино главный персонаж должен вызывать у зрителя симпатию, тогда и думать забудьте о "Капитане". Да и категорических любителей цветного кино он не порадует. Для усиления мрачности Швентке снял эту картину олдскульно черно-белой, с единственным цветным эпизодом-нежданчиком, длящимся всего-навсего... несколько секунд.

Буквальное воплощение в жизнь поговорки "Из грязи в князи". Только что был грязным и оборванным дезертиром и тут неожиданно вжжух! - и сразу целый гауптман, да еще при регалиях.
Буквальное воплощение в жизнь поговорки "Из грязи в князи". Только что был грязным и оборванным дезертиром и тут неожиданно вжжух! - и сразу целый гауптман, да еще при регалиях.

Хотя начинается всё достаточно традиционно. Вот мы видим дезертира по имени Вилли Герольд, спасающегося от облавы. Причем живым он своим преследователям не нужен - по нему ведёт огонь на поражение аж целое отделение солдат. И как при этом не пожалеть бедолагу Вилли, грязного, затравленного, голодного и удирающего босиком по мерзлой земле; действие фильма происходит ранней весной 1945 года в Германии. Конечно, нам его жаль, особенно, когда он, уйдя от погони, вроде бы хочет помочь другому такому же несчастному, как он сам. Вот только когда эти двое вламываются ночью в курятник каких-то фермеров, тут-то Швентке и начинает посылать нам намеки, что, кажется, наш Вилли совсем не тот парень, которым мы его поначалу вообразили.
Однако насколько он в действительности "не тот", этого мы пока и близко не представляем. Да и сам Вилли наверняка не представлял, кабы не обнаружил в случайно найденном им, брошенном автомобиле капитанскую (гауптманскую) форму. Которую он, сбросив лохмотья, без лишних колебаний на себя и нацепил.

Ну а дальше, почти как в "Шинели" Гоголя, шинель и китель офицера вермахта резко превращают героя из забитого маленького человечка в человека, наделенного властью и правом отдавать приказы. Благо, у Вилли заодно обнаруживается актерский талант выдавать себя за того, кем он не является. А также - напрочь атрофированная совесть, не препятствующая ему нагло врать и лицемерить. Тем более, что в отличие от гоголевского Акакия Акакиевича, никто с Вилли вот так сразу капитанскую шинель не срывал, и покуролесил он в ней на славу. Да не один, а с целой бандой таких же подонков, которые налипли к нему в компанию, будто репьи на шерсть бродячей собаки...
Особо хочется отметить не только старания Швентке, но и достойную актерскую работу сыгравшего"капитана" Вилли, 24-летнего Макса Хубахера. Любопытно, что будучи и внешне немного похожим на молодого Дэниэла Крэйга, в эмоциональных сценах Хубахер (блин, ну и фамилия!) играет столь же выразительно, как Крэйг. Что в данном случае надо считать комплиментом, хотя, конечно, в Бонды этого немца не возьмут - местом рождения не вышел.

Прощай, дезертир!.. Любопытно, что если бы этот злодей тогда не промахнулся, в итоге не случился бы и весь тот ад, который мы будем впоследствии наблюдать.
Прощай, дезертир!.. Любопытно, что если бы этот злодей тогда не промахнулся, в итоге не случился бы и весь тот ад, который мы будем впоследствии наблюдать.

***

В общем, если вы вдруг подумали, что Роберт Швентке опопсел и деградировал, то здесь он с блеском доказывает вам обратное. Несмотря на то, что сопереживать главным героям "Капитана" не получается при всём желании, кино от этого не становится ни плохим, ни скучным. Да, оно довольно-таки злое, пускай и не лишено циничной иронии. Причем градус этого зла становится в сюжете всё выше и выше, так что расслабиться во время просмотра у вас не получится. Зато для тех из вас, кто глядит художественное кино не только в целях душевной релаксации, а ради более сильных ощущений, "Капитан" подарит целых два часа ядреного мрачняка и жесткача в декорациях агонизирующего Третьего рейха (не так отчаянно, как это было, например, в "Бункере" Хиршбигеля, но тоже красноречиво). Что, как выяснилось, Швентке умеет делать ничуть не хуже, нежели более привычную ему "голливудщину".
P.S. Кстати, не спешите выключать фильм сразу, как только по экрану поползут финальные титры. Не знаю, зачем вдруг Швентке понадобилось снимать для них такой скандальный фон, но потроллить мирных граждан столь экстравагантным способом ему, похоже, удалось.

Подонок подонку в глаз не выстрелит. Разве только в спину.
Подонок подонку в глаз не выстрелит. Разве только в спину.