(2004, Германия)
Один мой знакомый как-то заметил, что в вопросах кинематографа немцы по непонятной причине выглядят самой бездарной нацией в Европе. И ведь в целом это утверждение верно, беря во внимание количество германских фильмов, выходящих в мировой, а не местный прокат (про нынешний российский кинематограф гусары тактично умолчат). К тому же немцам по-крупному нагадил в кинопроектор одиозный герр режиссер Уве Болл, сделавший из их и без того рахитичного игрового кино чудовищное посмешище. И все же посредством скрупулезного поиска и фильтрации хорошие картины обнаруживаются и в Германии. Про замечательную оскароносную "Жизнь других" (2006) мы поговорим как-нибудь потом, а сегодня речь пойдет вот об этом уникальном шедевре режиссера Оливера Хиршбигеля.
Многие знакомы с "Бункером" лишь по известному ролику-мему с беснующимся Гитлером. Да, эта сцена выдернута именно отсюда. Однако на самом деле здесь, разумеется, нет ничего смешного. Равно как скандального или провокационного, несмотря на грустного фюрера на постере. Все, что делает Хиршбигель, это показывает нам его предсмертные дни, а также судьбу его приближенных и еще нескольких берлинцев, втянутых (вольно либо невольно) в те фатальные события. Русские наступают, бомбы сыплются на Берлин, и безысходность в верхнем эшелоне нацистской власти достигает своего апогея. Всяк агонизирует по-своему и под шуршание своих тараканов в голове. Одни спиваются прямо на посту, другие кончают жизнь самоубийством, третьи наотрез отказываются верить в скорый конец и еще рисуют какие-то планы... Здравомыслящих героев в "Бункере" можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому фильм изобилует душераздирающими и просто безумными сценами, делая из нас свидетелей трагедии эпического масштаба. Однако, несмотря на ограниченность места действия, смотрится "Бункер" динамично и с немалым интересом. Никаких сюжетных затяжек и провисаний, которых я поначалу опасался, тут нет в помине, несмотря на внушительный 2,5-часовой хронометраж.
И отдельно отмечу игру Бруно Ганца. Гитлер в его исполнении хоть и напоминает всех прочих Гитлеров, которых вы когда-либо видели в кино, но все же выглядит отнюдь не карикатурным, а вполне живым и драматичным. Хотя, повторюсь, никакого сочувствия ни ему, ни нацизму Хиршбигель подчеркнуто не выказывает, а препарирует факты с хладнокровием настоящего патологоанатома.
***
В общем, всем любителям по-настоящему неординарного, серьезного и вместе с тем захватывающего кино - всячески рекомендую. И гарантирую: "Бункер" врежется вам в память на всю оставшуюся жизнь, даром что его сняли в одной из самых "не кинематографических" стран.