Сегодня в Суоми проживает более 75 тысяч человек, говорящих на русском языке. Это около 1,5 процента от населения страны. Больше, чем русских, в Финляндии только шведов и, конечно, самих финнов. С каждым годом русскоязычных переселенцев становится все больше. Некоторые эксперты считают, что уже через 40-50 лет в Финляндии будет проживать 250 тысяч русскоговорящих. Почему представить Финляндию без русских с каждым днем становится все труднее?
Русские волны в море финских иммигрантов
Русская речь звучала в стране Тысячи Озёр уже в XIII – XV веках благодаря заезжим купцам и путешественникам из Новгородской республики. Правда, пока Финляндия была в составе Швеции, особого интереса у русских переселенцев она не вызывала. По переписи населения 1724 года в Хельсинки (тогда Гельсингфорсе) постоянно проживали всего 13 русских. Скорее всего, это были бывшие солдаты, оставшиеся в Суоми после окончания Северной войны.
Ситуация изменилась после 1809 года, когда Финляндия вошла в состав Российской империи. В Суоми по делам службы были направлены царские чиновники и православные священники, а ремесленники и купцы в поисках лучшей доли поехали по своей воле. Последние довольно быстро укрепили свои позиции на северной окраине Империи: в середине XIX века около 40% купцов в Хельсинки были выходцами из России. В конце XIX века в Суоми проживали уже более 7 тысяч русских. Интересно, что эта, казалось бы, малочисленная диаспора сыграла большую роль в формировании современного финского языка. Благодаря понаехавшим русским обогатилась финская торговая, бытовая и даже уголовная лексика. Например, pohmelo – помелье, lafka – магазин, tavara – товар, а voro – вор.
Вторая волна переселенцев ринулась в уже независимую Финляндии после революции 1917 года, спасаясь от власти большевиков. Большинство эмигрантов направились в крупные Хельсинки и Турку. В 1922 году в Финляндии находились уже 33,5 тысячи русских иммигрантов. Для части из них Суоми стала лишь перевалочным пунктом на пути в другие страны Европы или в США. Те, кто остался, оказались в бедственном положении. Они были вынуждены хвататься за любую возможность заработать и иногда проявляли недюжинную смекалку. В 1922 году несколько бывших петроградских интеллигентов организовали в Хельсинки Артель грузчиков. Они не отказывались ни от каких предложений, работали в любую погоду и быстро завоевали хорошую деловую репутацию. Со временем удачливые русские грузчики расширили сферу деятельности. Но такой успех случался далеко не у всех. Увидеть бывшего офицера царской армии за рулем такси или с метлой в руках было в те времена обычным делом.
Третья волна эмиграции из России началась в 1990 году, когда ингерманландцы получили право «вернуться» в Финляндию, на свою историческую родину. Инициатором возвращения бывших граждан на родину стал финский президент Мауно Койвисто. Он, правда, предполагал, что в Суоми захотят переехать только финноговорящие старички, желающие провести последние годы на родной земле, но в своих расчётах ошибся. Право на возвращение получили все, кто считался финном по национальности. Для этого желающий участвовать в программе репатриации человек должен был иметь документ о том, что он сам, кто-то один из родителей или двое из его бабушек или дедушек являются финнами. Таких в бывшем СССР нашлось порядка 63 тысяч человек. Около 30 тысяч из них переехали на свою новую старую родину. Ингермандландские финны «открыли» Финляндию для следующей волны русских иммигрантов.
Новая русская волна
Сегодня Финляндия переживает четвертую эмигрантскую волну из России. По информации статистического центра Финляндии, в стране проживает уже более 75 тысяч русскоязычных, и каждый год эта цифра увеличивается еще на несколько тысяч.
В основном переезжают по семейным обстоятельствам, к супругу, имеющему финское гражданство, по рабочему контракту или же в поисках работы. Иногда россиянам удаётся получить и политическое убежище в Финляндии, но это скорее исключение. Миграционные службы тщательно проверяют всех обратившихся, и в среднем 3/4 российских диссидентов получают отказ.
Кроме политических свобод россиян в Финляндии привлекает высокий уровень жизни. Здесь высокая (относительно России) заработная плата, хорошие социальные пособия, низкий уровень преступности, доступное и качественное образование, отличные возможности для интеграции в общество людей с инвалидностью. Это и многое другое делает возможность переезда в Финляндию заманчивой для многих россиян.
Среда обитания
По данным финского фонда Cultura, одной из задач которого является адаптация русских иммигрантов, россияне предпочитают селиться в южных районах Финляндии, ближе к российской границ. Например, в Иматре и Лаппенранте, где есть возможность найти работу в сфере торговли или в туризме. Из-за большого количества русскоязычных в этом регионе новоприбывшим легче адаптироваться к новой жизни, не так пугает языковой барьер. Для верующих плюсом является и большое количество православных храмов в этой части Финляндии.
Впрочем, около 40% всех русскоговорящих все же проживают в Хельсинки. В столице больше возможностей – прежде всего в плане работы для высококвалифицированных специалистов. В столице сконцентрировано около 80% процентов вакансий в IT-сфере, еще 20% приходятся на крупные города – Турку, Оулу и Тампере. Похожая тенденция присутствует в области инженерии, медицины, менеджмента и экономики. Правда, перед специалистами из других областей у разработчиков программного обеспечения есть немаловажное преимущество: чаще всего они пописывают контракты с международными компаниями, где языком общения является английский, так что свободный финский не является для них непременным условием получения работы. А вот менеджеру или экономисту без хорошего финского не обойтись.
Дискриминации.нет?
Одной из главных проблем россиян в Финляндии остаётся дефицит рабочих мест. Если среди финнов уровень безработицы составляет около 7%, то среди россиян – 28%. Такое положение вещей обусловлено в том числе осторожным отношением со стороны работодателей. Некоторые кандидаты на вакансии склонны рассматривать это как дискриминацию по происхождению.
Комментарии пользователей форума «Russian.fi»:
Однажды я работал в Сеуракунте. Им был нужен дизайнер объявлений. Было куча желающих. Я видел начальный и конечный список на интервью. Так вот, все русские фамилии были выброшены. Кстати, из выброшенных я видел несколько весьма адекватных. В конце концов взяли местную женщину.
Пробовали устроить сына через знакомых на хорошо оплачиваемую летнюю работу на стройку в Хельсинки, отказали, как только узнали, что русский. Причины не скрывали: сказали, что нe берут иностранцев. И никого не заинтересовало, что фамилия у парня финская, постоянка в Финляндии, и говорит по-фински свободно...
Существование проблемы признают и правозащитники. В сентябре 2012 года комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс заявил, что Финляндия должна уделять больше внимания борьбе с дискриминацией русскоязычных в области трудоустройства.
Тем не менее, с 2014 года Силы обороны Финляндии отказались брать на службу лиц с двойным, финско-российским, гражданством. А в начале 2017 года в Суоми разразился скандал в связи с тем, что МИД Финляндии отказался принять на работу сотрудника только потому, что у него было двойное гражданство.
В Финляндии пока еще относятся к русским неприветливо, и если у человека оказывается русская фамилия, выход на рынок труда может оказаться тяжелым процессом
– говорит эксперт финского института миграции Арно Таннер.
По результатам исследования, проведённого фондом Cultura в 2018 году, 20% русскоязычного населения Финляндии хоть раз испытывали на себе дискриминацию по происхождению. С другой стороны, остальные 80% никогда не сталкивались ни с чем подобным и считают все разговоры о притеснении русскоязычных просто выдумкой менее удачливых соотечественников.
Комментарии пользователей форума «Russian.fi»:
... иногда кажется, что для некоторых русских дискриминация – удобное оправдание своих неудач, некомпетентности, легче обвинить кого-то в чем-то и раздуть скандал на ровном месте, чем искать проблему в себе. Наблюдала несколько раз, как люди не в силах добиться желаемого в конце концов сводили все на почву расизма.
Русские укрепляют позиции
В июле 2010 года семеро финских граждан иностранного происхождения объявили о своём желании создать собственный парламент – для представления интересов иммигрантов в финском обществе. Идея принадлежала выходцу из Ирана Алексису Коуросу. Также в инициативную группу вошли выходцы из Сомали, Турции и, конечно, бывшего СССР. До выборов дело не дошло – идея заглохла на этапе выбора источников финансирования. Но если бы они состоялись, и избиратели предсказуемо отдали бы голоса «своим» кандидатам, то, по подсчетам экспертов, 2/3 кресел были бы заняты выходцами из России.
Заманчивая, казалось бы, перспектива, как ни странно, не нашла широкой поддержки у русскоязычного населения. По мнению противников этой идеи, такая организация только увеличит пропасть между приезжими и коренным населением, тогда как цель большинства, наоборот, – не дистанцироваться, а влиться в финское общество.
Комментарии пользователей форума «Russian.fi»:
Этот бюрократический орган отчуждает иммигрантов и коренное население Финляндии, проводит красную черту и создает конфликт в обществе. Когда многие переехавшие из России иммигранты уже давно являются полноценными и успешными членами финского общества с правом влиять на политическую жизнь страны, подобный бюрократический инструмент вновь выделяет их в отдельную группу и концентрирует на себе внимание коренного населения страны, создавая нездоровую тенденцию в обществе.
Большинство финских экспертов сходятся во мнении, что интеграция русскоговорящих в общественно-политическую жизнь Финляндии неизбежна. Осенью 2016 года на книжной ярмарке в Турку сотрудники финского института Миграции Арно Таннер и Исмо Сёдерлинг представили книгу «Русские в Финляндии – завтрашние финны». В своей работе авторы заявляют, что число россиян в Суоми растет, и если сегодня голос русскоязычного населения практически не слышен, то через 30-50 лет все может измениться.
В 2050 году речь будет идти уже о большом по численности меньшинстве и, соответственно, тогда о различных правах меньшинства будут рассуждать более активно. Будут ли тогда в нашей стране государственные русскоязычные СМИ, русскоязычные классы в школах, группы детского сада и различные социальные услуги, покажет время
– говорит Исмо Сёдерлинг.
По мнению исследователей, русскоязычное население Финляндии с каждым годом будет становиться только сплочённее и сильнее, и в какой-то момент заявит о себе на политической арене.
Многое зависит от современных партий, от того, как они хотят и могут активизировать русскоязычных кандидатов на выборах. Мы говорим о принципе парового котла: если мы закроем котел крышкой и скажем меньшинству оставаться там, то в какой-то момент под крышкой возникнет давление, которое, в конце концов, вырвется наружу
– рассуждает Исмо Сёдерлинг.
Прогноз автора исследования не такой уж и фантастический. В апреле 2017 года четверо русскоязычных жителей Суоми победили на выборах и на 4 года стали муниципальными депутатами.
Сегодня Даниэль Сазонов, Света Силвеннойнен, Татьяна Юнкквист и Нина Кабедева влияют на жизнь финского общества изнутри. В отличие от России муниципальное самоуправление в Финляндии имеет большие полномочия: депутаты решают вопросы, связанные с образованием, транспортом, здравоохранением и социальным обеспечением, распределяют бюджет своего муниципалитета.
Если народные избранники оправдают доверие граждан, то работа муниципальным депутатом может стать для них отличным стартом на политическом поприще. Может, Финляндию ждет русскоязычный президент?
Юлия Богданова