Найти тему
Megapolis-real.by

Маркетинг влияет на посещаемость в пределах 10-20% – эксперт

Оглавление

О возможном появлении в Минске торговых «монстров», «операторах-киллерах», почему маркетинг не может кардинально менять посещаемость ТЦ, когда разговор о снижении арендной ставки неуместен, как определять здоровье торгового объекта, а также о драйверах, генерирующих поток, megapolis-real.by рассказала генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Promotion Realty Виталия Львова в рамках I белорусского форума девелоперов в Минске.

«Маркетинг торговых центров – вещь интересная, так как здесь нет классического продукта и ценообразования – все завязано на покупателях и арендаторах. Арендаторам в России уже давно продают не квадратные метры, а потоки. И торговый центр сильно зависит от состава и типа арендаторов, так как у разных игроков продажи идут по-разному», - сказала Виталия Львова.

-2

Слайды из презентации Виталии Львовой

По ее словам, закон маркетинга торговых центров гласит, что за аренду всегда платит покупатель, так как арендная ставка – это процент от выручки арендатора. Это может быть фиксированная ставка, но это всегда доля выручки по сети.

-3

Слайды из презентации Виталии Львовой

И если у арендатора нет выручки на объекте, рано или поздно он уйдет, доходы ТЦ упадут, а значит, служба маркетинга сработала неэффективно. Ведь задача маркетинга в этом случае не просто привлечь поток, но и сформировать желание покупать.

Причем идеально, если покупатели будут тратить деньги пропорционально занимаемой арендаторами площади, чтобы был эффект синергии.

«На юных рынках маркетинг торговых центров воспринимают, как службу продвижения и рекламы. Мол, вот объект - продвигай и гони поток, но это неправильный подход. Маркетинг начинается с формирования качественного пула арендаторов», - сказала Виталия Львова.

Правильная локация – залог успеха

По словам эксперта, показатель среднесуточной посещаемости в ТЦ составляет 70% от GLA. Но индивидуальный показатель, сколько нужно привлечь людей на один кв.м. рассчитывается, в зависимости от квадратуры. В районном ТЦ или в объекте площадью до 15 тыс. кв.м. критичной зоны охвата не существует. Критичные зоны актуальны только для ТЦ крупных форматов.

-4

Слайды из презентации Виталии Львовой

По международной системе классификации есть три зоны охвата торговых центров:первичная – куда люди быстро и легко доходят пешком до объекта, вторичная – когда нужно проехать пару остановок, третичная – имеет удаленную транспортную доступность. И чем дальше находится торговый объект, тем выше должна быть мотивация у покупателя.

-5

Слайды из презентации Виталии Львовой

«Кроме того, при выборе расположения ТЦ нужно учитывать такую особенность, как преграды. Если ТЦ расположен с одной стороны автомобильной дороги и есть подземный переход, то есть 5 минут пешком до ближайшего жилого комплекса – это все равно уже считается вторичной зоной охвата.

Также внешними препятствиями являются широкополосные магистрали и мосты. Поэтому кропотливо подходите к выбору локации, пользуйтесь картографическими системами и интеллектуальными приложениями, - сказала Виталия Львова.

- В Москве есть ТЦ «Европейский», и что ты с ним не сделай, там всегда будут люди - это одно из самых трафиковых мест - рядом метро, вокзал, третье транспортное кольцо. Это первичная зона. И в этом случае маркетинг должен работать не на привлечение потока, а на его грамотное распределение по всем этажам».

Если в первичной зоне охвата живет 100% человек, то потенциальная емкость спроса торгового объекта составляет 75%, для вторичной зоны этот показатель равен 25%, а для третичной – 10%. Также следует учитывать, что покупатели приходят с разной частотой возврата, что влияет на общий трафик.

И чтобы торговый центр успешно работал, нужно правильно рассчитывать частоту возврата с каждой зоны охвата.

Привлекаем клиента

Если у торгового объекта большая удаленность, нужно тщательно продумывать, как  привлечь клиента, замотивировать его приехать. Соответственно нужны драйверы в виде качественно новых развлечений, уникальных брендов, расширенной фуд-корт зоны, общественных зон досуга и т.д.

Продуктами первой необходимости покупателя уже не заманишь – такие товары люди чаще покупают недалеко от дома.

Условно мы разделили торговые центры следующим образом:

-6

Слайды из презентации Виталии Львовой

По словам Виталии Львовой, в районные ТЦ в основном приходят люди, которые проживают поблизости. Основная категория для таких объектов: продукты питания и детские товары.

Окружные торговые центры стимулируют потоки из более отдаленных зон. В Росси такие объекты активно строились в период 2006-2012 гг. Сейчас это уже морально устаревшие объекты с непродуманными концепциями. И такие объекты сегодня постепенно поглощают крупные городские центры.

-7

Слайды из презентации Виталии Львовой

«Думаю, в Минске тоже скоро начнут появляться городские «монстры» с огромным предложением развлечений, например, аквапарками и большими пространствами. И такие объекты будут поглощать весь поток в зоне охвата.

К слову, если приходят хотя бы 1-2 таких игрока, первыми максимально быстро начинают сыпаться торговые центры площадью 60-80 тыс. кв.м. Ведь людям, которые хотят выбрать одежду и обувь удобно приехать в место, где представлено максимальное количество брендов и хорошая зона развлечений, - сказала эксперт.

Есть отличный кейс, когда произошла точно такая же история с одним из российских торговых центров – он стал терять трафик и умирать. Мы сделали следующее – вывели на новый уровень развлечения для детей и расширили зону фудкорта, что привлекло поток.

На объекте уже был «Детский мир», поэтому следующим этапом стало открытие Gloria Jeans и привлечение новых арендаторов в сегменте масс-маркет. У торгового центра появилась концепция, мы создали эффект синергии и привлекли трафик».

-8

«Арендаторы-киллеры» помогут сэкономить на рекламе

По словам Виталии Львовы, есть операторы, которые не являются уникальными, но они генерируют свой поток трафика – это гипермаркеты, детские товары и т.д. Например, если приходит «Ашан» на объект - это в среднем 8 тысяч чеков в сутки.

Но самые желанные операторы для ТЦ – с уникальным товарным предложением. «Киллерами» здесь являются H&M и Inditex (Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear), которые часто располагаются сразу на двух этажах – это основные генераторы трафика.

И есть операторы, которые сидят на этом потоке – их важно правильно расположить на потоках, которые формируют «киллеры».

-9

Слайды из презентации Виталии Львовой

«Лучше один раз привлечь H&M, который будет только у вас, и потом экономить на рекламной компании и не снижать арендные ставки, чем брать количеством второстепенных операторов», - считает эксперт.

Также хорошим генератором трафика является фудкорт, который лучше не размещать на первом этаже – такое размещение будет подкашивать трафик на верхних этажах.

Маркетинг влияет на посещаемость в пределах 10-20%

«Для продаж важна планировка – торговый центр нельзя сложить раз и навсегда – нужно постоянно держать руку на пульсе и ориентироваться на быстро меняющиеся запросы покупателей. Сегодня люди хотят большие пространства, холлы, этажность», - сказала Виталия Львова.

По ее словам, важно не просто сгенерировать поток трафика, а добиться, чтобы этот поток еще и покупал. И измерить это можно при помощи внутренней конверсии. Если один человек зашел в торговый центр и совершил одну покупку, значит, конверсия равна 1.

Если эта цифра меньше, значит, была совершена всего одна покупка на двух вошедших, а это уже плохо. Для сравнения средняя конверсия на человека в Европе - 4,7 чека.

«Для высокой конверсии нужна слаженная работа управляющей компании с брокерами и службой маркетинга. Важно понимать, как двигаются потоки, что на пути движения нужно сообщить покупателю, как увеличивать частоту возвратов.

Маркетинг может влиять на общую посещаемость в пределах 10-20% за счет активностей, но если нужно кардинально поднимать посещаемость, без изменения пула арендаторов не обойтись», - сказала Виталия Львова.

-10

По ее словам, помимо посещаемости нужно также анализировать обороты арендаторов с оглядкой на сезонность.  То есть правильнее анализировать показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем смотреть как на отдельных операторов, так и сравнивать обороты арендаторов в группе.

«Если у вас группа арендаторов занимает 1000 кв.м. и за февраль прошлого года наторговала на $1 млн., а в этом году при прежней площади - на $2 млн., значит, емкость спроса на эту группу товаров достаточно высокая, можно поднимать аренду и приглашать новых игроков.

Бывает наоборот, когда вы размещаете группу, а она заваливается по финансовым показателям. Этого бояться не нужно, просто будьте готовы усилить группу крупным оператором, провести маркетинговые активности, акции, чтобы привлечь поток, - сказала она.

- Показатель здоровья – оборот на квадратный метр в группе. И если группа работает хорошо, а какой-то отдельный оператор заваливается по финансовым показателям, значит, проблема не в ТЦ, а в арендаторе. И разговор о скидках и снижении арендной ставки неуместен».

Кейс

«В 2014 году, когда прыгнул курс доллара, в одном из торговых центров резко пошли в рост обороты Benetton, а всегда стабильная Gloria Jeans стала заваливаться по финансовым показателям.

Дело оказалось в том, что Benetton выбрал стратегию резкого изменения курса, не меняя ценники, поэтому избавлялся от товарных остатков, а Gloria Jeans по всей сети резко подняла цены. В итоге маечка в двух магазинах начала стоить одинаково – вот и весь секрет.

Не всегда ищите проблему в себе – многое зависит от синергии арендаторов. И не всегда проблемы арендаторов являются проблемами ТЦ», - сказала Виталия Львова.

Мария Волкова