Ударные пневмогайковерты с размером привода ½ дюйма (12,7 мм) — мощные пневмоинструменты, способные в короткие сроки обслужить большое количество резьбового крепежа.
Для большинства легковушек лучшим решением станет “полудюймовый” гайковерт с ударным механизмом “Twin Hammer” и рабочим крутящим моментом 700-1400 Нм. Как раз о таких и поговорим.
В чем преимущество пневматики?
Воздушный гайковерт имеет ряд преимуществ перед электрическими или аккумуляторными аналогами:
- пожаробезопасность;
- постоянное самоохлаждение за счет поступающего воздуха;
- компактная и легкая конструкция без громоздких роторных двигателей или элементов питания.
Недостаток можно выделить только один — привязанность к источнику воздуха. Однако существуют передвижные мастерские, оснащенные генератором в паре с компрессором или автономным бензиновым компрессором.
Почему ½?
Мощности полудюймовика с запасом хватит, чтобы “разуть” любую легковушку. С Газелями, прочими микроавтобусами и грузовиками до 3,5 тонн тоже не будет проблем.
И здесь у пытливого читателя, изучавшего раздел технической документации с моментами затяжки крепежа, может возникнуть вопрос: если затяжка у колесного болта — 100-200 Ньютонов, зачем мне “зверь” с максимальным моментом почти в 1,5 тысячи Нм? Причины всего две:
- Первая и главная проблема — человеческий фактор. Чаще всего, мастер, для ускорения работы, затягивает крепеж на максимальных оборотах, перетягивая его до 800 Нм и более! Сколько раз на шиномонтаже вы видели как оператор, после предварительной затяжки болтов гайковертом, дотягивал их динамометрическим ключом? Вот отсюда и появляются лопнувшие болты, и “потери” колеса на дороге.
- Вторая причина — эксплуатационная. Со временем крепеж “прикипает”, ржавеет, и для его срыва требуется в разы большее усилие.
На основе двадцатипятилетнего опыта делимся лайфхаком: определите максимальный момент затяжки, с которым работаете, и смело умножайте его на 10. Тогда момента для срыва точно хватит.
Композит или металл?
Гайковерты выпускаются в двух вариантах корпуса: композитном и металлическом (чаще всего, это алюминиевый сплав). Какой выбрать?
Композитник будет лучшим решением, если сервис крытый. Он легкий, и работать им целую смену будет комфортнее.
Металлический корпус подойдет для площадки под открытым небом. Он прочнее композитного и легко выдержит даже наезд колесом.
Единственная сложность — на холоде металл быстро остывает.
Вот комментарий к одному из роликов на нашем YouTube-канале:
«Ага, металлический гайковерт на морозе вместе с пальцами оторвешь, даже в перчатках».
И не только пальцы, а еще и лопатки ротора, которые на морозе примерзают к корпусу! Поэтому любой гайковерт, после работы на холоде, нужно не оставлять на мерзлом грунте, а уносить в тепло и давать прогреться.
Ударный механизм. Почему Twin Hammer?
Давайте разберемся, почему гайковерты вообще называют “ударными”.
При компактном размере инструмента, мощности сжатого воздуха (или электродвигателя/аккумулятора) не хватит для срыва колесного крепежа. Поэтому придуман механизм, совершающий серию быстрых ударов по валу. Вращаясь, привод гайковерта не делает это плавно, а как бы “тикает” как секундная стрелка старых часов, ударяя с небольшой силой, но очень быстро. За счет этого и накапливается нужный момент.
У механизма Twin Hammer количество этих ударов (а, значит, и скорость откручивания) увеличено вдвое. Два одинаковых молота делают удар сбалансированнее и сразу же со старта дают высокий крутящий момент.
Чем откручиваем?
Используйте в работе с ударным гайковертом ТОЛЬКО ударные торцевые головки из хром-молибденового сплава. Их легко распознать по черному покрытию и маркировке CrMo.
Головки для ручного инструмента категорически противопоказаны: они разрушают крепеж, деформируются сами и “слизывают” приводной квадрат инструмента.
Существует огромное количество ударных головок разных размеров и форм под разные задачи. О них поговорим в следующей статье.
Остались вопросы по этой статье или есть предложения, о чем написать следующие? Пишите в комментарии!
Подробнее с ассортиментом гайковертов можно познакомиться на нашем сайте → garagetools.ru/catalog/pnevmogaykoverty