После смерти бездетного молодого короля Карла VIII старшая линия Валуа пресеклась и корону Франции надел первый из младших Валуа – Людовик XII, старший внук герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла Безумного. Некоторые специалисты скрупулезно разделяют Валуа-Капетингов на три ветви – собственно Валуа (с Филиппа VI по Карла VIII), Валуа-Орлеаны (единственный король Людовик XII) и Валуа Ангулемской ветви (строго говоря, они тоже Орлеаны), начиная с Франциска I и заканчивая Генрихом III.
О, мягко скажем, сомнительном происхождении Людовика Орлеанского я писал отдельную статью, но как бы то ни было, тестов ДНК тогда не требовали, определяющим было признание отца, тем более, что у герцога Карла Орлеанского был хитрый план. Ну а самое главное в том, что Людовик XIIоказался чуть ли не самым лучшим королем Франции, прозвище Отец Народа он получил вполне заслуженно, ибо не просто болтал о курице в котле крестьянина – он эту курицу там обеспечил своему несчастному народу.
Но вот с продолжением рода королю не везло. Сказывались происки смертельно ненавидевшего его Людовика XI – тот больше всего на свете опасался перехвата трона старшей орлеанской ветвью, при угасании старшей линии, и поступил с юным герцогом довольно жестоко. Он выдал за него еще 14-тилетнего замуж свою младшую дочь Жанну (тогда ей было 12 лет), явно больную девочку, не способную в дальнейшем к деторождению, что и подтвердилось в последствии. Брак был расторгнут через 20 лет, когда Людовик уже сам стал королем, при согласии Папы Римского, разумеется, и король женился на вдове своего покойного троюродного племянника Карла VIII – Анне Бретонской.
Но все трое сыновей рожденные в этом браке скончались в младенчестве, во взрослую жизнь вступили только две дочери – Клод и Рене (Рената). В итоге Людовик XII обручил Клод со своим двоюродным племянником Франциском (брак был заключен в 1514 году), который как первый принц крови был очевидным наследником короля, не имеющего сыновей. Чуть подробнее о происхождении самого Франциска, который и стал следующим королем Франции. Он был внуком (через своего отца Карла) Жана Ангулемского, младшего сына Людовика Орлеанского (брата Карда Безумного) и таким образом приходился четвероюродным братом королю Карлу VIII и двоюродным племянником Людовику XII – наследование короны шло строго по мужской линии, согласно салическому закону, когда угасала старшая мужская ветвь права переходили к младшим «кузенам».
Что интересно, христианнейший король Людовик XI, ненавидя Орлеанов, по всей видимости не обращал внимания на их младшую Ангулемскую ветвь, и уж точно не имел ничего против других своих кузенов и принцев крови – Бурбонов. Именно за Пьера Бурбона, главу этого дома, он и выдал замуж свою старшую дочь Анну, в отличии от Жанны, умницу и красавицу.
В правление же Франциска I произошло событие, имеющее крайне важные для Франции последствия - неожиданно ветвь Бурбонов – Вандомы, прямым наследником которых являлся Генрих Наваррский, из третьей, самой младшей, ветви Бурбонского дома стала старшей и единственной. Случилось этого в следствии того, что старшая ветвь Бурбонов, последним из которых был Пьер муж Анны де Боже (дочери Людовика XI) угасла, а средняя – в лице коннетабля Карла Бурбонского, в результате глупейших интриг против короля, была лишена владений и изгнана, сам Карл погиб.
В первом браке с Клод у Франциска было три сына (второй с Элеонорой Австрийской был бездетным) – старший Франциск и младший Карл не пережили отца, а средний стал королем как Генрих II.
О детях же Генриха написано не мало, трое их стали королями – Франциск, увы, более известный как муж Марии Стюарт, Карл IX, Генрих III и «несчастный Франсуа, еще один Франциск так и не ставший Франциском III. Кинжал Жака Клемана оборвал жизнь последнего прямого потомка беспокойного брата Филиппа Красивого, и на трон Франции взошли новые Капетинги – Бурбоны.