Хоть я и пишу о фильмах советской эпохи, сегодня
речь пойдёт о картине, которая положила начало всему отечественному кино. Вышла она аж в 1908 году!
Любопытно, что сделали её непрофессионалы, имя главной актрисы история не сохранила, да и сама лента по нынешним временам смотрится на уровне праздничной постановки в детском саду. Но для своего времени фильм «Стенька Разин» стал неслыханным и уж точно невиданным событием и буквально взорвал немногочисленные кинотеатры.
Авторами сценария картины «Стенька Разин» числятся три человека: Василий Гончаров, Александр Дранков и Владимир Ромашков. На самом же деле основу написал Гончаров. С кино он был знаком лишь понаслышке. Василий Гончаров был сотрудником железнодорожного ведомства, но не чурался творчества и писал любительские пьесы. Одну такую пьесу, «Понизовая вольница», он даже сумел пристроить в театр. Но потом ему пришла в голову новаторская идея дополнить постановку некой кинематографической вставкой. Гончаров решил обсудить мысль с Александром Дранковым, человеком небезызвестным в Санкт-Петербурге.
Дранков владел фотоателье, обожал эксперименты с фотографией, занимался журналистикой и вообще слыл эксцентриком.
Идея Гончарова была вполне в его вкусе, так что он с удовольствием включился в работу.
Гончаров и Дранков захотели сделать фильм игровой. Это было решение неординарное, поскольку
прежде в России художественных лент не снимали.
Были, конечно же, хроникальные русские ленты, но они привлекали в кино меньше зрителей, чем игровые заграничные картины. Актёров для «Стеньки Разина» набрали из участников труппы Народного дома. В труппе был эффектный премьер – Евгений Петров-Краевский, статный, мощный, красивый мужчина, любимец публики. Ему-то и доверили роль Разина. А вот
актриса, которая сыграла роль несчастной княжны, увы, не запомнилась, и сейчас имя её неизвестно.
Съёмочную площадку оборудовали под Петербургом. В финальной версии картина длится менее десяти минут, но на подготовку к съёмкам ушло восемь месяцев, а сами они продлились несколько дней.
Актёрам дали указания действовать в соответствии с пьесой, но каждый из них, за исключением, пожалуй, главного героя, был немного сам по себе.
На площадке не было порядка, никто не давал указаний, исполнители начинали и заканчивали действовать по собственному разумению.
Именно поэтому их жесты часто не совпадают, а мимика резко отличается. Дранков впоследствии дополнил фильм титрами, хотя особой необходимости в этом не было:
пьеса «Понизовая вольница» (а после и снятый фильм) фактически излагала в прозе песню «Из-за острова на стрежень», которую знали все. По этой причине и сюжет фильма был понятен, несмотря на отсутствие синхронности в действиях артистов.
Интересно, что даже в таких условиях получилось использовать кое-какие необычные приёмы. Так, вместо артистки экранный Разин отправлял в воды куклу, а оператор местами поворачивал камеру, чтобы запечатлеть массовку с разных ракурсов и вместит в кадр максимум исполнителей. Этот ход был в новинку: обычно всё действие снималось неподвижной камерой с одного ракурса. Ну и, конечно, нельзя не отметить, что музыку к ленте «Стенька Разин» написал композитор и директор Московской консерватории Михаил Ипполитов-Иванов, которого уговорил на работу Александр Дранков. Кстати, именно по совету Ипполитова-Иванова на съёмки попал режиссёр Владимир Ромашков, который, строго говоря, почти ничего не делал на площадке, потому что тогда не было понятно, чем занимается режиссёр.
Премьерный показ в театре «Аквариум» прошёл с помпой. Событие состоялось в конце октября 1908 года, на сеансе играл оркестр, которым дирижировал сам композитор. Впоследствии по инициативе Александра Дранкова, который взялся организовывать прокат фильм по стране, оркестр записал пластинку с музыкой, и
кинокопия непременно отправлялась в провинциальные кинотеатры с той самой пластинкой, чтобы даже на окраине страны зрители не только видели, но и слышали оригинал.
Сегодня снятый век назад «Стенька Разин» (он же «Понизовая вольница») вряд ли произведёт впечатление.
На фоне сегодняшних блокбастеров с многомерным звуком и компьютерной графикой он смотрится чуть ли не наскальной живописью.
Но не исключено, что наши праправнуки будут с таким же скепсисом смотреть на фильмы, выходящие сейчас, ведь кто знает, во что превратится кино ещё через сто лет?
Кстати, как вы думаете, во что он превратится?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296