Хочу внести ясность в этот вопрос, ввиду того, что рынок CRM еще молодой и не у всех компаний есть представление, чем занимаются интеграторы. Точка зрения субъективна, для диалога прошу в комментарии.
Начну с того, что внедрение CRM - это профессиональные услуги, оказываемые высококвалифицированными специалистами. Результатом оказания услуг являются нематериальные ценности, наподобие услуг юристов, бухгалтеров, консультантов, аудиторов.
Часто этот бизнес представляет собой команду специалистов, где есть управляющие партнеры, старшие и младшие аналитики. Есть тип компаний типа «руки», где используется массовый труд, есть компании типа «мозги», где важна квалификация специалиста. Интеграторы как раз второй тип.
Как правило, каждое внедрение - это отдельный проект, над которым работает команда специалистов: партнер или старший аналитик вносит в него свою экспертизу и опыт, младшие сотрудники, технические специалисты выполняют основные работы.
Очевидно, что у разных интеграторов свое позиционирование, кто-то работает только с крупными федеральными компаниями, кто-то силен в ИТ части, кто-то работает на стыке маркетинга и продаж. Например, наше позиционирование - это бизнес-аналитика, описание процессов, консалтинг, это мы делаем на отлично, техническую часть мы делаем на хорошо. Если нужно какое-то серьезное ИТ-решение, то привлекаем специалистов со стороны.
Часто вижу такое отношение к интеграторам, как к обычным программистам, типа настройте нам воронку и всё. И некоторые клиенты сильно удивляются, услышав стоимость внедрения. Напомню, что внедрение CRM осуществляется в отделе продаж, а отдел продаж - это профит-центр в компании, единственный отдел, который приносит выручку. Учитывайте это, и рассматривайте внедрение, как инвестиции в продажи.
Всем хороших продаж!