Попасть к своей жене король Пруссии мог только по приглашению. Возникло неотложное дело? Будьте любезны, сначала уведомите депешей. А там уж София-Шарлотта решит, достоин ли государь внеочередной встречи. Она-то в супруге не нуждается. Да и некогда ей тратить время на прусского правителя.
Ганноверская принцесса знала, чего она стоит. По матери она была родственницей королям Англии, и даже имела смутные перспективы на престол. Родилась София-Шарлотта в 1668 году, и стала единственной девочкой в семье курфюрста Эрнста Августа. Шесть братьев и одна принцесса! Угадайте, кому доставалось больше внимания?
Ей было одиннадцать, когда мать приказала паковать сундуки. Они вместе отправлялись в самое роскошное место Европы – в Версаль. Родственница, герцогиня Орлеанская, решила помочь в устройстве судьбы Софии-Шарлотты. План был таков: склонить Людовика XIV к мысли обвенчать наследника престола с ганноверской принцессой. Жена королевского брата, та самая Лизелотта Орлеанская, в красках расписывала Королю-Солнце возможные перспективы союза (изрядно преувеличивая, конечно). А девочка, оказавшаяся в Версале, буквально обомлела от увиденного. Она ещё никогда не встречала такой роскоши, таких великолепных убранств, не ела этих потрясающих яств, да с такой золочёной посуды…
Её растерянность приняли за глупость. И совершенно напрасно! Она говорила на четырёх языках, проявляла интерес к математике (мать дружила с самим Лейбницем), а как играла на клавесине! Но королю не понравилась эта робкая девочка, к тому же, протестантка по вере. Ганноверцы уехали обратно, а дофина впоследствии женили на девушке из баварской династии.
София Шарлотта была разочарована, но запомнила Версаль навсегда. Каким нищим ей показался собственный дом! А новый жених, которого ей потом выбрали? Вдовствующий курфюрст, Фридрих Бранденбургский. Разве можно его сравнить с наследником престола Франции? Их поженили в 1684-м, и единственное, что объединяло супругов – это любовь ко французскому образу жизни. При их Дворе говорили на языке Корнеля, предпочитали парижскую кухню и не жалели средств на развлечения.
Двое детей появились на свет болезненными и слабыми, неудивительно, что вскоре в этом гнезде остался всего один птенец, Фридрих Вильгельм. Больше София-Шарлотта и её муж не предпринимали попыток обзавестись потомством. Тем более, что между супругами стоял… Эберхард фон Данкельман. Этот суровый человек полностью подчинил себе Фридриха, управлял его волей, и, как ни старалась София-Шарлотта, ничего поделать не могла. Так что когда в 1696 году женщина получила в подарок имение Литцов, она с радостью удалилась туда. Подальше от мужа и его странного советника.
В своих владениях София-Шарлотта сама устанавливала правила. Первым и главным было: Фридрих является только по приглашению. Что-то срочное? Она с неохотой готова – лишь иногда – делать исключения. Но в других ситуациях видеть на пороге курфюрста не желает. Она не поменяла привычек даже когда в 1701 году Фридрих получил корону, и София-Шарлотта стала королевой Пруссии. «Мы не должны мешать друг другу, - говорила прусская государыня, - нет ни единой причины, чтобы мы виделись чаще». Однажды София-Шарлотта решила устроить торжество в честь супруга. Тот, ради кого организовали праздник, получил приглашение наравне со всеми. Без него во дворец королевы не пускали! Интересно, а если бы Фридрих позабыл приглашение...
Да и зачем ей был этот Фридрих? Шарлотхен (так её называли близкие) воодушевлённо ставила оперы, приглашала к своему Двору знаменитых композиторов и восхищала исполнением ими же созданных произведений. Многие часы она посвящала науке и философским спорам со старым другом, математиком Лейбницем, который был частым гостем Литцова. «Я нередко мог наслаждаться беседами с государыней, - писал Лейбниц, - чья душа и человечность никем не были превзойдены!» О благих делах королева тоже не забывала - выделяла приданое для бедных девушек, открыла несколько приютов, помогала сиротам получить образование. Узнав, что одна из её прислужниц овдовела, и теперь некому следить за детьми, королева приказала поселить дочерей женщины при Дворе и повысила жалованье.
В 1705 году, навещая мать, София-Шарлотта простудилась. 1 февраля её не стало. Супруг искренне горевал, и в память о жене решил придать Литцову настоящий блеск. Он перестроил дом в роскошный дворец Шарлоттенбург. Это место стало одной из любимых резиденций сына королевы, Фридриха Вильгельма I. Впрочем, история больше запомнила не его, а внука Софии-Шарлотты – Фридриха Великого.
#наука #семья #семейные отношения #свадьба #культура
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки и перепосты помогают развитию канала!