Вывод старых котельных из эксплуатации довольно частое явление, но после остановки котельной навсегда, эти здания со специфической планировкой сложно приспособить под что-то другое и после распила оборудования обычно они стоят мёртвыми скелетами пока окончательно не развалятся.
Но случается и так, что старым котельным дают вторую жизнь и всё таки приспосабливают под какие-либо нужды.
Так произошло и с этой бывшей котельной, изменившей своё назначение и которую мы застали в процессе демонтажа старого профильного оборудования во время ремонта.
Эта котельная была построена в начале 1960-х гг. для обеспечения теплом сооружений Хабаровского аэропорта и близлежащих зданий. Но с вводом в эксплуатацию в 1985 г. новой ТЭЦ-3, обеспечивающей нужды этой котельной, необходимость в ней практически отпала.
Но благодаря готовой инфраструктуре и обустроенной сети коммуникаций, впоследствии к этой котельной сделали подвод с новой ТЭЦ-3 и переоборудовали её под центральный тепловой пункт, служащий для отопления и горячего водоснабжения жилого района Хабаровского аэропорта, то есть свои основные задачи она сохранила.
В настоящее время созданное на базе бывшей котельной предприятие именуется службой тепло и санитарно-технического обеспечения.
У входа нас встречает пара таких мозаичных ваз, которые часто использовали для оформления общественных пространств в советское время.
Давайте прогуляемся внутрь с разрешения хозяев и посмотрим что там осталось от старой котельной на момент визита.
Это водогрейные и паровые котлы, располагавшиеся в просторном светлом цехе.
Часть когда-то подведённых к ним труб уже демонтировали.
На одном из нижних котлов сохранилась литая табличка с указанием завода-изготовителя и годом выпуска.
У старых котлов работники возвели небольшие клумбы. Эх, застать бы этот зал чуть раньше до начала распила ненужного оборудования и посмотреть на переплетения труб и вентилей.
Т.к. родные лестницы на котлах уже были спилены, мы поднялись наверх по стремянке.
На стенах можно встретить современные баннеры, пришедшие на смену старым советским плакатам.
Ремонт уже начался, а старые деревянные окна поменять ещё не успели. Скоро их заменит пластик.
Вообще этот котельный зал теперь служит больше в качестве большой зоны отдыха рабочих. Здесь мы встретили старые камеры хранения, вероятно перекочевавшие сюда из Хабаровского аэропорта и служащие в качестве личных шкафчиков.
Наверху имеется ещё несколько старых небольших котлов с уже срезанными коммуникациями.
Ну а теперь переместимся в следующий зал котельной.
Этот цех был пристроен к котельной позже основного корпуса уже в 1970-е гг.
Здесь также сохранилось несколько больших водогрейных котлов, высотой с дом в несколько этажей.
Вид вниз.
Последнюю проверку один из котлов, построенных в 1980 г., проходил в 2008 г.
Эти суровые великаны также не используются, но скорее всего демонтировать их не станут, оставив в резерве на случай аварийной ситуации.
На верхней галерее напротив котлов находится большая действующая электрощитовая, построенная ещё в советское время.
Её электрический гул разносится по цеху, перебиваясь звуками работающих насосов.
А на самом нижнем уровне цеха расположены сами насосы, создающие необходимое давление воды в трубах.
Большая часть из них дошла до нашего времени со времен постройки котельной.
Под водогрейными котлами установлены мощные дымососы для отвода дыма в трубы.
Под паровыми котлами они также были, но часть из них уже успели демонтировать.
На улице же установлены еще более мощные дымососы, накрытые от дождя металлическими навесами.
Вероятно они также сохранились неизменными со времён постройки.
От дымососов к массивным кирпичным трубам ведут вентиляционные короба.
Которые у трубы сходятся в один большой дымоход.
Кстати говоря, изначально котельная была угольной, поэтому здесь сохранилась наклонная галерея транспортера для подачи угля. Но она давно не используется и находится в аварийном состоянии.
Позже котельная была переведена на мазут, о чём напоминают эти мазутные хранилища рядом.
Родная пультовая котельной и лаборатория до наших дней не сохранилась и поэтому их мы попросту не застали. Также посетить получилось не все рабочие помещения, за кадром остались мастерские, гараж, управление и ещё кое что.
Напоследок хотелось бы поблагодарить сотрудников ЦТП за предоставленную экскурсию, ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.