Уильям Хогарт (Hogarth, 10.11.1697–26.10.1764) – выдающийся английский гравёр, живописец и теоретик искусства.
Уильям Хогарт родился в одном из лондонских районов Бартоломью-Клоуз в семье бедного учителя латыни.
В 1713 году Хогарт, не окончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо. В 1718 году он начал брать уроки живописи в одной из лондонских частных художественных академий. Хогарт также много занимался самообразованием. В 1720 году он открывает собственную небольшую гравёрную мастерскую. Его первыми самостоятельными работами были графические сатиры о крахе акций Компании Южных морей (ок. 1721), сатиры на маскарады и оперные спектакли (1724) и на театральную жизнь Лондона (1724).
Представим самого художника в расцвете творчества: «Автопортрет с собакой». В этом портрете художник собрал всё, что ему дорого и мило. Во-первых, любимый пёс Трамп, который был верным другом живописца. Во-вторых, три томика любимых книг, авторами которых были Мильтон, Шекспир и Свифт. Из произведений этих гениев черпал идеи своих картин Уильям Хогарт. Художник подошёл к своему портрету с иронией. Он не возвеличивает себя, а изображает в домашней одежде: без парика, с тёплой шапкой и в домашнем халате. Этот волевой человек с довольно тяжеловесными чертами лица добился всего сам и законно гордится этим. На переднем плане портрета расположена палитра с волнистой линией, которую он назвал линией красоты. Композиция портрета очень необычна: картина в картине. Стиль – натюрморт с элементами барокко, так как он заключен в овал, который широко использовался до конца XVII века.
Первыми самостоятельными работами художника были «Пузыри Южного моря» и «Лотерея». В них художник отразил свои наблюдения над жизнью, порой преувеличив их до гротеска.
В 1720-х гг. Хогарт заявил о себе и как иллюстратор книг. Первые иллюстрации, к сатирической поэме С. Батлера «Гудибрас», были сделаны в 1725 году. Далее последовали иллюстрации к произведениям Шекспира, Свифта, Сервантеса… Были отдельные удачи, но ничего выдающегося Хогарту в этой сфере создать не удалось.
В 1724 году известный живописец Джеймс Торнхилл (1675-1734) основал в своём частном доме в Ковент-Гардене бесплатную академию, членом которой стал Уильям Хогарт.
В 1728-1729 гг. Хогарт создал несколько первоклассных картин, в том числе «Опера нищих» и «Политик». «Опера нищих» является предшественницей его сатирических циклов. Хогарт писал: «Я старался разрабатывать свои сюжеты, как драматург. Моя картина была для меня сценой, мужчины и женщины – моими актёрами, которые с помощью определённых жестов и поз разыгрывают пантомиму».
В 1729 году Уильям женился на Джейн, дочери своего учителя. Об этом времени он писал так: «…я женился и начал писать маленькие салонные картинки… Так как они были новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо расходились». Это были так называемые «разговорные сценки»: «Семейство Уолластон», «Бракосочетание Стефана Бекингема и Мэри Кокс» и ряд других. Хотя Хогарт считал создание групповых портретов не слишком интересным занятием, но портрет «Бракосочетание Стефана Бекингема и Мэри Кокс» является наиболее удачным из его ранних работ. До Хогарта британская живопись не знала группового, объединённого «столь изящным действием», портрета.
В 1730—1731 гг. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Серия картин стала очень популярна. Хогарт продавал гравюры подписчикам. Вскоре на рынке оказались пиратские копии гравюр. Хогарт добился запрета копирования авторских гравюр в 1734. Первоначальные картины серии «Карьера проститутки» были уничтожены огнём при пожаре в 1755 году.
Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 году. Полотна изображают жизнь Тома Рэйкуэлла - богатого наследника. В начале серии это простой юноша. Он не желает следовать примеру унылой отцовской добродетели, переезжает в Лондон. Вкушая прелести столичной жизни, он старается стать светским молодым человеком, но всё больше отдаётся низменным страстям, проматывая деньги отца в борделях и тавернах. Заканчивает свою жизнь в Бедламе - лондонском приюте для умалишенных.
В 1736 году завершена одна из самых популярных работ Хогарта – гравированная серия «Четыре времени суток». Картины («Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь») изображают различные уголки Лондона в разные часы. Хогарт был певцом Лондона. «Лондон Хогарта» звучит так же, как «Петербург Достоевского».
В 1745 году появился знаменитый цикл из шести картин «Модный брак». Картины высмеивали высшее общество. Сын обедневшего аристократа решил жениться на дочери богатого буржуа и поправить своё материальное положение. Каждая картина Уильяма Хогарта «Модный брак» тщательно и последовательно прослеживает его эволюцию вплоть до смерти всех главных героев. Супружество не принесло счастья, разрушило надежды на нормальную человеческую жизнь. Начало серии – подписание брачного контракта, в котором заинтересованы только родители будущих супругов. Молодые даже не смотрят друг на друга. Жених рассматривает себя в зеркале, невеста заигрывает с адвокатом. Далее, оба заводят любовников, заболевают, их маленькая дочка также больна... У всех нет будущего.
Затем последовали другие серии, среди которых —
«Четыре стадии жестокости» (4 гравюры, 1751) и
«Выборы» (4 гравюры, 1755—1758).
«Четыре стадии жестокости» — серия из четырёх гравюр, опубликованных британским художником Уильямом Хогартом в 1751 году. Каждая из гравюр изображает сцену из жизни вымышленного персонажа Тома Нерона.
В «Первой стадии жестокости» юный Нерон истязает собаку;
во «Второй стадии жестокости», уже будучи взрослым мужчиной, он избивает свою лошадь. В «Совершенной жестокости» он грабит, совращает и убивает. Наконец, в четвёртой - «Воздаяние жестокости» - его тело после казни на виселице отдано хирургам, которые препарируют его в анатомическом театре, — Хогарт предупреждает о неизбежности возмездия для всех, кто встал на путь преступления.
Хогарт отказался от юмористического смягчения сюжетов. Тем не менее, как и другие его работы, гравюры содержат множество интересных деталей и тонких аллюзий. Хогарт говорил: «Нет такой части моей работы, которой я гордился бы и из-за которой чувствовал бы такое же счастье, как из-за серии «Четыре стадии жестокости», потому что я верю, что её выход сдержит дьявольский дух варварства к простой скотине, который, к моему сожалению, когда-то был так распространён в этой стране».
В период творческого затишья живописец обратился к теории, приступив к написанию трактата «Анализ красоты», который увидел свет в 1753 году. Мотив S-образной линии имеет давнюю традицию. В разных культурах ему придавали мистическое значение: «знак змеи» обозначал непростой, извилистый путь познания.
По теории Хогарта S-образная кривая создаёт впечатления жизни и деятельности, возбуждая внимание зрителя, в отличие от прямых, параллельных либо пересекающихся под прямым углом линий, создающих подсознательное впечатление застоя, смерти, неодушевлённого предмета.
Основой красоты Хогарт считал гармоническое сочетание единства и разнообразия, которое для него воплощала волнообразная линия. Эта линия является главным элементом всех живых, движущихся и изменяющихся природных объектов. Перенесённая в трехмёрное пространство, она становится, по его определению, змеевидной или «линией привлекательности». После публикации книги Хогарту пришлось пережить нелёгкие времена. Поток жестокой критики обрушился на вновь испечённого литератора. В этот тяжёлый период Хогарт не только не пал духом, наоборот, словно обрёл свежие силы. Именно тогда была создана сатирическая серия «Выборы».
В 1755 году Хогарт начал новый сатирический цикл - «Выборы» - последний в своей жизни и первый — прямо посвящённый политике. Нет особых оснований думать, что Хогарт обвинял систему. Он просто знал, что кое-где система основательно проржавела и превратилась в пародию на самое себя. Политическая борьба сама по себе его никак не задевала, недаром исследователи так и не могут установить, кого, собственно, он высмеял — тори или вигов?
В первой картине серии — «Предвыборный банкет» - будущий член парламента со своими помощниками сознательно и неуклонно спаивают избирателей. Здесь угадывается вполне трезвый, жестокий сарказм.
Вторая картина, «Вербовка голосов» или «Агитация», уже прямо заглядывает в будущий век. Два вербовщика, две пачки банкнотов, а сам избиратель погружен в нерешительность. В этих картинах уже ощутимы и «змеевидная линия», и воспетое в «Анализе красоты» пирамидальное построение групп. но нарочитости нет никакой, как нет её и в сюжете: идёт простой и элементарный торг за голос простодушного деревенского сквайра или богатого фермера.
На третьей картине изображены непосредственно сами выборы. Почти все, кто пишет о ней, вспоминают художников XIX века. Где в век пудреных париков найдется такая плотная, строгая, уверенная живопись, такое безжалостное обнажение человеческого уродства, болезни, страдания! Кто смел взирать тогда на жизнь и воспроизводить её на холсте с таким гордым и горьким отказом от всяких иллюзий!
То, что в те годы было естественным для литературы — злая политическая сатира, — было совершенно новым для живописи.
Заканчивается серия триумфом победившего депутата, пьяным торжеством, где герой колышется в кресле над беснующейся, орущей толпой.
Сначала художник раздражал публику и критику яркостью своих произведений. Картины Уильяма Хогарта подвергались критике из-за яркости колорита, изысканной красоты палитры, необычной свежести тем.
Он был новатором и реформатором в английской живописи. Если портреты были групповыми, то мастер выстраивал их перед нами как на сцене. Искусство, как считал Хогарт, должно развивать душу и ум, а не только развлекать, как это делало рококо.
Гравюры Хогарта были очень популярны. Они продавались почти в каждой книжной лавке. Основатель английской школы живописи был прославлен циклами своих картин. Но сами картины не пользовались популярностью из-за высокой цены.
Серия картин «Выборы» оказалась самой удачливой: её приобрёл актёр Дэвид Гаррик, друг Хогарта.
В 1757 году Хогарт был назначен королевским живописцем. Официальный успех, хотя и слишком поздно, всё же пришёл к художнику. Он работал очень напряжённо. В эти годы написаны портреты «Слуги» и «Девушка с креветками». «Девушка с креветками» излучает радость жизни. Изнутри этого портрета идёт свет. Здесь, как и в портрете «Слуги», живописец перестаёт быть сатириком. Он полон восхищения перед юной девушкой. Модель освещена солнечными лучами, работа написана динамичными мощными мазками. В ней нет тонких цветовых переходов. Сложный колорит, который совмещает золотистые, коричневатые и розоватые тона, разложен на простые составляющие. Появляется впечатление, что картина рождается сама собой на глазах у зрителя. Это моментальное впечатление художника – рывок через столетия к импрессионизму.
Крупной работой художника в последние годы стал огромный алтарный триптих для церкви Святой Марии – «Положение во гроб», «Вознесение», «Три Марии».
Уильям Хогарт умер в 1764 году, оставив после себя несколько сотен произведений живописи и графики, только картин маслом – более четырёхсот.