Найти тему
Euro Welder

Из чего сварены легендарные "СУ-100"❓| Редкий обзор поздней и ранней версии "гроз" танкистов вермахта

Оглавление
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

Буквально на днях появилась возможность посетить очередной город белорусского Полесья - Буда-Кошелёво и увидеть вживую легендарную истребительницу немецких и японских танков периода Второй Мировой войны - советскую СУ-100 поздней версии.

Ранее я также специально посещал другой белорусский город - Лоев, в котором на набережной реки Днепр осматривал и фотографировал СУ-100 более редкой - ранней версии.

Фото автора. СУ-100 ранней версии (г.Лоев) и СУ-100 поздней версии (г.Буда-Кошелёво).
Фото автора. СУ-100 ранней версии (г.Лоев) и СУ-100 поздней версии (г.Буда-Кошелёво).
СУ-100 - советская противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков. Создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943. Серийно изготавливалась с августа 1944 года для борьбы с немецкими тяжёлыми танками. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 в Венгрии и в дальнейшем продолжалось в Японии.
Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» 1-го танкового корпуса СС. Уничтожен батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева. Венгрия, 1945 год, район озера Балатон.
Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» 1-го танкового корпуса СС. Уничтожен батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева. Венгрия, 1945 год, район озера Балатон.
СУ-100 и рабочие завода "Уралмашзавода" завершают работы над поздней версией "самоходки" (1945 год).
СУ-100 и рабочие завода "Уралмашзавода" завершают работы над поздней версией "самоходки" (1945 год).

Обозреваемые в нашей статье самоходки (ранняя и доработанная поздняя) стоят как памятники советским воинам-освободителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны во многих городах бывшего СССР. Но в одном месте обе версии, как экспонаты, встречаются крайне редко. Поэтому разницу в сборке и сварке между ними заметить непосвящённому человеку крайне сложно. Давайте разбираться вместе!

1. Командирская башня с поручнем и револьверным отверстием с пробкой:

2. Передние буксирные крюки и запасные траки:

3. Клиновидная лобовая броня:

Лобовая часть корпуса состояла из двух соединённых клином плит: верхней, толщиной 75 мм/50° и 45 мм/ 55° нижней. Поначалу плиты соединялись между собой через литую балку (на фото слева), но на машинах поздних выпусков перешли к непосредственному соединению плит (фото справа). Это, пожалуй самая очевидная отличительная черта поздней и ранней версий. На фото ранней версии (слева) видна вмятина на литой балке, полученная при таране. Рымы на балке (крюк/петля - на обеих фото справа) служили для кранового монтажа при сборке.
Лобовая часть корпуса состояла из двух соединённых клином плит: верхней, толщиной 75 мм/50° и 45 мм/ 55° нижней. Поначалу плиты соединялись между собой через литую балку (на фото слева), но на машинах поздних выпусков перешли к непосредственному соединению плит (фото справа). Это, пожалуй самая очевидная отличительная черта поздней и ранней версий. На фото ранней версии (слева) видна вмятина на литой балке, полученная при таране. Рымы на балке (крюк/петля - на обеих фото справа) служили для кранового монтажа при сборке.

4. Люк механика-водителя:

Люк механика-водителя. Маркировка «Р» на ранней версии (слева) означает «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г на обновленной версии "самоходки" (фото справа). Планка-ступенька (сразу под люком) - сварка в два прохода, положение нижнее, катет 7. Сразу под ступенькой - крепление под застёжку для буксировочного троса.
Люк механика-водителя. Маркировка «Р» на ранней версии (слева) означает «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г на обновленной версии "самоходки" (фото справа). Планка-ступенька (сразу под люком) - сварка в два прохода, положение нижнее, катет 7. Сразу под ступенькой - крепление под застёжку для буксировочного троса.

5. Защитный броне-колпак вентилятора:

Защитный колпак вентилятора, через который производилась очистка воздуха от пороховых газов внутри "самоходки". Заметна разница в сварных швах между ранней версией (слева), где видны подрезы из-за большой величины тока и поздней (справа), где шов выполнен без дефекта (ручная дуговая сварка покрытым электродом).
Защитный колпак вентилятора, через который производилась очистка воздуха от пороховых газов внутри "самоходки". Заметна разница в сварных швах между ранней версией (слева), где видны подрезы из-за большой величины тока и поздней (справа), где шов выполнен без дефекта (ручная дуговая сварка покрытым электродом).

6. Треугольные "косынки" между боевой рубкой и двигательным отсеком:

"Косынки" являются характерной чертой ранних СУ-100 (на фото слева), которые сохранялись в конструкции машины до мая 1945 года. Их убрали в процессе модернизации на обновлённых моделях СУ-100 (на фото справа), в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности образования трещин при сварке.
"Косынки" являются характерной чертой ранних СУ-100 (на фото слева), которые сохранялись в конструкции машины до мая 1945 года. Их убрали в процессе модернизации на обновлённых моделях СУ-100 (на фото справа), в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности образования трещин при сварке.

Ниже представлены некоторые кадры с участием СУ-100, сделанные во времена Великой Отечественной войны:

Советская САУ СУ-100 ранней версии выпуска, подбитая и сгоревшая в чешском городе Брно (Brno) на улице Údolní.
Советская САУ СУ-100 ранней версии выпуска, подбитая и сгоревшая в чешском городе Брно (Brno) на улице Údolní.
Советские самоходные установки СУ-100 во дворе завода «Уралмаш» перед отправкой на фронт.
Советские самоходные установки СУ-100 во дворе завода «Уралмаш» перед отправкой на фронт.
СУ-100 на марше, Венгрия,1945 год.
СУ-100 на марше, Венгрия,1945 год.
Место механика-водителя СУ-100. Максимальная скорость: 50 км/ч
Место механика-водителя СУ-100. Максимальная скорость: 50 км/ч

С Уважением E.W.🙏 Читайте также:

  • Редкий немецкий танк | Обзор сварных швов